Обнуление роскоши

Обнуление роскоши, фото

Станция метро «Каширская»

Построенная в эпоху строжайшей экономии и непримиримой борьбы с излишествами станция оказалась примечательна тем, что в ней появилась первая в столичном метро кроссплатформенная пересадка и нашлось место модернистскому чеканному высказыванию о жизни страны.

«Каширская»

Замоскворецкая линия 
Дата открытия: 11 августа 1969 года 
Проектное название: Каширское шоссе 
Архитекторы: Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова, М. Г. Файнштейн 
Скульптор: З. М. Ветрова 
Колонная, трехпролетная, мелкого заложения (7 м)

 

«Каширская» красноречиво выразила концепцию обнулившей роскошь московской подземки. Официально мысль была зафиксирована в Постановлении № 1871 ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В интерьере станции Замоскворецкой линии даже намека не было на излишества, лишь предельная скромность. Впервые в столичном метрополитене именно на «Каширской» была внедрена кросс-платформенная пересадка. Чуть позже подобные появятся на «Китай-городе» и «Третьяковской», «Парке Победы» и «Кунцевской». 

Первоначально здесь функционировало четыре параллельных платформы и два зала, разделенных стеной. Две из четырех платформ обеспечивали движение от «Речного вокзала» до «Каховской», две другие обслуживали непосредственно Замоскворецкую линию, поезда по ней следовали в сторону станции «Красногвардейская». 

Платформы соединялись переходным мостиком и парой коридоров между промежуточными площадками на лестницах и вестибюлях. Оба зала выстроены из сборного железобетона по типовому проекту, что и сделало их почти близнецами.

Обнуление роскоши  фото

 

Платформы представляют собой классическую сороконожку: поставленные в два ряда квадратные колонны по тридцать восемь в каждом. Авторы проекта, архитекторы Николай Демчинский и Юлия Колесникова, в извечной попытке преодолеть однотипность прибегли к испытанному за годы той самой борьбы с излишествами способу. Разнообразие было внесено материалом облицовки колонн. В западном зале авторы использовали красно-коричневый мрамор (во время реконструкции изменен на черно-зеленый), пол выложили гранитом серых оттенков. Путевые стены укрыли под слоем голубой керамической плитки. Для колонн восточного зала выбрали серый с белыми прожилками мрамор, для пола — красный гранит. Пассажиры и местные жители, чтобы не перепутать, восточный зал для удобства назвали «Каширской»-серой, а западный — «Каширской»-красной.

Обнуление роскоши  фото

 

 «Каширской», кроме того, в качестве украшения досталось даже целое произведение искусства. Технологические двери путевых стен были закрыты художественными чеканными панно. В композиции, получившей название «Жизнь страны», отразились злободневные темы времен оттепели: освоение космоса, спутник, строительство нового жилья, метро, гидроэлектростанции, установка линий электропередачи.

Автор монументальной работы — Зоя Михайловна Ветрова, заслуженный скульптор РСФСР, член Союза художников СССР и России. Она родилась в Москве, училась в МХПУ им. Калинина и Суриковском институте. Своими учителями Ветрова считала маститых советских скульпторов Николая Томского и Матвея Манизера, автора знаменитых фигур на станции «Площадь Революции».

«Каширская» располагает двумя наземными вестибюлями по обе стороны Каширского шоссе, и каждый из них соединен как с западным, так и с восточным залом.

В 1992 году в сквере у северного павильона станции метро «Каширская» на гранитный постамент был установлен бронзовый бюст полководца, героя Великой Отечественной войны, четырежды Героя Советского Союза маршала Георгия Константиновича Жукова работы скульптора Юрия Орехова.

Читайте также

Фильтр