Построенная в эпоху строжайшей экономии и непримиримой борьбы с излишествами станция оказалась примечательна тем, что в ней появилась первая в столичном метро кроссплатформенная пересадка и нашлось место модернистскому чеканному высказыванию о жизни страны.
«Каширская»
Замоскворецкая линия
Дата открытия: 11 августа 1969 года
Проектное название: Каширское шоссе
Архитекторы: Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова, М. Г. Файнштейн
Скульптор: З. М. Ветрова
Колонная, трехпролетная, мелкого заложения (7 м)
«Каширская» красноречиво выразила концепцию обнулившей роскошь московской подземки. Официально мысль была зафиксирована в Постановлении № 1871 ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В интерьере станции Замоскворецкой линии даже намека не было на излишества, лишь предельная скромность. Впервые в столичном метрополитене именно на «Каширской» была внедрена кросс-платформенная пересадка. Чуть позже подобные появятся на «Китай-городе» и «Третьяковской», «Парке Победы» и «Кунцевской».
Первоначально здесь функционировало четыре параллельных платформы и два зала, разделенных стеной. Две из четырех платформ обеспечивали движение от «Речного вокзала» до «Каховской», две другие обслуживали непосредственно Замоскворецкую линию, поезда по ней следовали в сторону станции «Красногвардейская».
Платформы соединялись переходным мостиком и парой коридоров между промежуточными площадками на лестницах и вестибюлях. Оба зала выстроены из сборного железобетона по типовому проекту, что и сделало их почти близнецами.
Платформы представляют собой классическую сороконожку: поставленные в два ряда квадратные колонны по тридцать восемь в каждом. Авторы проекта, архитекторы Николай Демчинский и Юлия Колесникова, в извечной попытке преодолеть однотипность прибегли к испытанному за годы той самой борьбы с излишествами способу. Разнообразие было внесено материалом облицовки колонн. В западном зале авторы использовали красно-коричневый мрамор (во время реконструкции изменен на черно-зеленый), пол выложили гранитом серых оттенков. Путевые стены укрыли под слоем голубой керамической плитки. Для колонн восточного зала выбрали серый с белыми прожилками мрамор, для пола — красный гранит. Пассажиры и местные жители, чтобы не перепутать, восточный зал для удобства назвали «Каширской»-серой, а западный — «Каширской»-красной.
«Каширской», кроме того, в качестве украшения досталось даже целое произведение искусства. Технологические двери путевых стен были закрыты художественными чеканными панно. В композиции, получившей название «Жизнь страны», отразились злободневные темы времен оттепели: освоение космоса, спутник, строительство нового жилья, метро, гидроэлектростанции, установка линий электропередачи.
Автор монументальной работы — Зоя Михайловна Ветрова, заслуженный скульптор РСФСР, член Союза художников СССР и России. Она родилась в Москве, училась в МХПУ им. Калинина и Суриковском институте. Своими учителями Ветрова считала маститых советских скульпторов Николая Томского и Матвея Манизера, автора знаменитых фигур на станции «Площадь Революции».
«Каширская» располагает двумя наземными вестибюлями по обе стороны Каширского шоссе, и каждый из них соединен как с западным, так и с восточным залом.
В 1992 году в сквере у северного павильона станции метро «Каширская» на гранитный постамент был установлен бронзовый бюст полководца, героя Великой Отечественной войны, четырежды Героя Советского Союза маршала Георгия Константиновича Жукова работы скульптора Юрия Орехова.