Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим северо-восточную часть Тверского района — очередной локации московской архитектурной эклектики и насыщенности историческими процессами, которые находятся в движении и по сей день.
Именно здесь восьмиэтажный тучерез, одно из первых высотных жилых зданий XX века, в веке XXI оказался в тени современного офисного небоскрёба. Дом Лобозеева, ранее возвышавшийся над всем окружающим районом, сейчас, на фоне бизнес-центра «Оружейный», можно даже и не заметить.
Длина маршрута — 5,2 км, 7 500 шагов.
Начнём прогулку с осмотра (1) Храма Пимена Великого в Новых Воротниках. Построен в 1696-1702 гг., после чего неоднократно перестраивался и обновлялся. Уже в начале XX века в одной из реконструкций участвовал Фёдор Шехтель, подготовивший проект внутреннего переоформления и мраморного двухъярусного иконостаса.
Пименовская церковь. Фото: А. Каменских
В советские годы не закрывался. Являлся последним храмом московских «обновленцев» — реформистского движения в РПЦ послереволюционных времён.
Следующий объект — (2) Музей истории медицины им. А.И. Евдокимова, в котором собраны редкие и уникальные материалы с XVIII века. Благодаря им можно отследить во времени, как менялись подходы к лечению больных.
Музей истории медицины. Фото: А. Каменских
Здание музея находится вблизи 165-метрового (3) бизнес-центра «Оружейный», достроенного в 2016 году. Комплекс долгое время входил в число наиболее известных долгостроев Москвы.
БЦ «Оружейный». Фото: А. Каменских
Является смесью отсылок к американским небоскрёбам начала XX века в стиле ар-деко и некоторым сталинским высоткам. Несмотря на изначальную критику проекта, с каждым годом всё больше и больше начинается нравиться жителям и гостям столицы, став одной из визитных карточек современной Москвы.
В сквере у БЦ находится (4) памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, открытый в 2017 году. Монумент легендарному конструктору-оружейнику создан народным художником России Салаватом Щербаковым.
Памятник Калашникову. Фото: А. Каменских
По соседству находится (5) дом Лобозеева — одна из первых московских высоток начала XX века. 8-этажное здание было построено в 1911-12 гг. по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее.
Дом Лобозеева, 1987 год. Фото: Vadimshults / pastvu.com
Он известен как автор знаменитых «тучерезов» («домов Нирнзее») — первых небоскрёбов Москвы своего времени, перешагнувших отметку в 8 этажей.
Дом Лобозеева. Фото: А. Каменских
В сквере у дома Лобозеева находится (6) памятник Иосифу Кобзону. Был открыт совсем недавно, в сентябре 2022 года, накануне 85-летия со дня рождения артиста. Является первым музыкальным памятником в Москве. В него встроено 14 каменных плит в виде виниловых пластинок с названиями композиций Кобзона. Вы можете навести смартфон на специальный QR-код и послушать эти песни.
Памятник Кобзону. Фото: А. Каменских
В (7) бывшей усадьбе Остерманов находится Всероссийский музей декоративного искусства, открытый в 1981 году. Единственный в России, посвящённый истории и современному состоянию отечественного декоративно-прикладного и народного искусства.
Усадьба Остерманов. Фото: А. Каменских
Далее дойдём до (8) Театра Образцова, который является единственным в России и одним из крупнейших в мире собранием театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней.
Театр Образцова. Фото: А. Каменских
Фасад здания украшен уникальными часами, созданными по проекту скульпторов Дмитрия Шаховского и Павла Шимеса в 1970 году. Каждый час открывается домик, соответствующий времени, и из него появляется сказочный персонаж, танцующий под музыку народной песни «Во саду ли, в огороде». Ровно в полдень открываются все 12 домиков с 12-ю персонажами. Поэтому выбирайте правильное время для этой прогулки.
Часы на фасаде театра. Фото: А. Каменских
Перед театром находится памятник самому Сергею Владимировичу. Бронзовый Образцов держит в руках одну из любимейших своих кукол — «Кармен».
Памятник Образцову. Фото: А. Каменских
За углом от театра находятся (9) Самотёчные бани, история которых тесно связана с именем «банного короля» XIX века Петра Бирюкова. Он был крупнейшим владельцем бань в Москве.
Бывшие Самотечные бани. Фото: А. Каменских
Самотёчные бани не действуют уже более 50 лет, однако комплекс зданий сохранился и используется под размещение офисов.
С этим комплексом бань связана легенда, гласящая, что в 1812 года здесь парился сам Наполеон Бонапарт. Хотя это лишь легенда.
Далее пройдём сквозь (10) сквер детских скульптур, где можно найти нескольких бегемотов, Винни-Пуха и черепаху.
Сквер детских скульптур. Фото: А. Каменских
После этого можете посетить (11) Музей истории ГУЛАГа, находящийся в бывшем доходном доме в Самотёчном переулке. Здание построено в 1906 году по проекту архитектора Николая Жерихова.
Музей истории ГУЛАГа. Фото: А. Каменских
Основу экспозиции составляет коллекция архивных документов и личных дел заключённых, переданная Московской ассоциацией жертв незаконных политических репрессий. Музей показывает этапы формирования карательной системы в 1918–56 гг. и её влияние на судьбы людей.
Музей учреждён в 2001 году по инициативе писателя, журналиста и публициста Антона Антонова-Овсеенко, который более 13 лет провёл в лагерях ГУЛАГа. Изначально находился на Петровке, но в 2015 году переехал на новый адрес.
Далее загляните в (12) Делегатский парк, который исторически являлся частью городской усадьбы Остерманов.
Горки в Делегатском парке. Фото: А. Каменских
После этого посетите и (13) Антроповский сквер, который также известен как «Антропова яма». Сквер расположен вокруг пруда прямоугольно-округлой формы, находящегося в долине заключённой в подземный коллектор реки Неглинной, протекающей неподалёку.
Антроповский сквер. Фото: А. Каменских
Завершим прогулку прочтением (14) официальное граффити на брандмауэре дома по адресу 4-й Самотёчный переулок, 9. На нём изображена цитата Варлама Шаламова, пережившего около 20 лет заключения в ГУЛАГе. Он был одним из первооткрывателей лагерной темы, но при жизни не получил должного признания. Стилизованный портрет писателя проступает из текста одного из его знаменитых «Колымских рассказов».
Граффити художника Zoom. Фото: А. Каменских
Граффити создано художником Zoom, одним из самых известных современных московских уличных художников, которого называют «Замоскворецким Бэнкси» или «Московским Бэнкси». Хотя сам Zoom признаётся, что его очень раздражает такое попсовое сравнение.
В любом случае это граффити является прекрасным примером сотрудничества официальных городских властей с неформальным городским сообществом.
Кирилл Спасский