Даниловский район славился настоящими индустриальными гигантами. Но колоссы ЗИЛ и «Динамо» больше не работают, а вот сравнительно скромная фабрика «Новая Заря» продолжает выпускать продукцию. И хотя годы расцвета предприятия остались в прошлом, аромат знаменитых духов «Красная Москва» и сейчас парфюмерный эталон Большого стиля.
Все начиналось с копеечного мыла…
Основатель предприятия Анри Брокар был парфюмером потомственным. Отец вел дела во Франции и Америке, а сын отправился в Москву. Здесь он стал зваться Генрихом Афанасьевичем и после нескольких лет работы лаборантом на фабрике Гика открыл собственное предприятие.
Для начала крошечное. В конюшне в Теплом переулке (улица Тимура Фрунзе) стояли дровяная плита, ручной пресс и несколько кастрюль для варки мыла. Именно с него Брокар решил приучать Россию к гигиене, тем более что фабрика числилась в фельдшерском цеху Ремесленной управы. Кусок фирменного «Народного» мыла стоил всего копейку, на деревенских ярмарках оно стало самым популярным товаром «на подарки». Потом появились «народные» помада и пудра. Производство росло, Брокар переехал на Зубовский бульвар, потом на Пресню, а в 1869 году приобрел усадьбу Елены Музиль на пересечении Арсеньевского переулка (сейчас — улица Павла Андреева) и Мытной.
Ассортимент расширялся, продукцию надо было продвигать, и Брокар реализовал одну за другой несколько, как мы бы сказали, пиар-кампаний. Так, в 1873 году Москву посетила дочь Александра II Мария. Брокар преподнес ей букет искусственных цветов, надушенных парфюмом. Сувенир произвел впечатление, и фирма стала поставщиком государыни великой княгини. Затем с подачи жены Брокар начал продавать наборы за рубль — в них входили духи, мыло, одеколон, пудра, помада и другие товары. Спрос на «коробки» был просто бешеный, в магазины вызывали полицию, чтобы усмирить покупателей.
Еще один рекламный ход Брокара стал легендой. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 году фирма установила фонтан из «Цветочного» одеколона — им тогда пахла вся Москва. А когда стало понятно, что российской парфюмерии не доверяют, Генрих Афанасьевич в присутствии наблюдателей распорядился разлить во флаконы «Брокар» французские духи и пустить в продажу. Часть флаконов вернули с жалобой на плохое качество. Было ли это подстроено, или действительно французские ароматы пришлись публике не по вкусу, но история получила широкую известность.
Анри и Шарлотта Брокар, 1863– 1873 годы // Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год
Упаковщица у руля
Продукция фирмы получала награды каждый год, обороты увеличивались, и после смерти основателя в 1900 году налаженный бизнес продолжал работать. Но ровно до 1917 года, когда все парфюмерные фабрики начали выпускать только мыло. «Брокар» даже думали закрыть, но фабрику спасла Евдокия Уварова. Женщина работала на предприятии с 1913 года упаковщицей, а после Февральской революции стала членом Московского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Она смогла дойти до Ленина и убедила его, что предприятие надо сохранить. В 1922 году фабрика, ставшая уже «Новой Зарей» под руководством директора Уваровой (и опять переехавшая в новое здание), вошла в трест «Жиркость», который сокращенно именовали ТЭЖЭ.
Легенды «Новой Зари»
В 1925 году покупательниц покорил аромат, который создал ведущий парфюмер «Новой Зари» Август Ипполитович Мишель. Он получил название «Красная Москва», но родилась парфюмерная композиция еще до революции, когда носила название «Любимый букет императрицы» (как не вспомнить надушенный букет для Марии Александровны! Хотя версий происхождения известного аромата существует несколько, какая из них достоверна — сказать сложно). Ирис, гвоздика, жасмин и мускус составили гармоничную и благородную композицию.
Были и другие легенды — «Красный мак», «Злато скифов», «Тет-атет», но «Красная Москва» — самая незабываемая. Вспоминается фрагмент фильма «Покровские ворота», в котором героиня говорит: «Эти духи ты подаришь маме. Она обожает “Красную Москву”». И мы ее понимаем.