Историки пока не пришли к единому мнению относительно происхождения названия района Сокол. Символично, что судьба этой местности долгие десятилетия неразрывно связана с воздухом и его покорением. Отсюда взлетали, сюда же навечно приземлялись. Гуляя по парку Героев Первой Мировой, в западной его части можно увидеть скромный монумент, посвящённый дерзким, смелым и сильным, — памятник российским авиаторам. Раньше здесь находилась Аллея Лётчиков Братского воинского кладбища, на которой до 1920‑х годов хоронили разбившихся испытателей и боевых пилотов.
Люди с большой вероятностью запоминают дату какого-то события, если оно произошло в день их рождения. У меня это 1 августа, поэтому я с детства хорошо помню день вступления России в войну. Сначала её окрестили Второй отечественной: уже с её началом в 1914 году народ понял, что масштаб этого трагичного действа действительно огромен. Некоторые говорили по-другому— Великая Европейская война, подразумевая ещё более широкий охват. Всё оказалось хуже: она поглотила 38 государств на двух континентах и уничтожила четыре империи, поэтому с годами за ней закрепилось наименование Первой мировой.
Эра пионеров
Как и во всех войнах, в этой было много битв, крови, сломанных судеб и несчастья. Но кроме всепоглощающей смерти, начиналась и великая жизнь. Авиация в современном понимании зародилась незадолго до Первой мировой и успела пройти свой первый период — Эру пионеров. Уже тогда воздушные суда стали строить с оглядкой на возможное применение в боевых целях. А война обеспечила этому направлению инженерной мысли почти неограниченные горизонты для творчества. Теоретические наработки и практические решения военного времени позволили авиации сделать мощный рывок вперёд. Печально, но вполне возможно, что в условиях мира и спокойствия на покорение неба ушло бы гораздо больше времени.
Впервые в истории человечества полем боя стали небеса. Страны Тройственного союза обладали первоклассным парком воздушных судов. Не менее грозным стал ответ Антанты, в которую входила и Россия. На момент вступления в войну страна была мировым лидером по количеству лётной техники. Императорский военно-воздушный флот состоял из 263 аэропланов и 14 дирижаблей. Увы, управлять аппаратами умели немногие обученных лётчиков было вдвое меньше, чем самолётов. А сами машины сначала вовсе не имели вооружения и использовались лишь для разведки и корректировки артиллерийских ударов. Пилоты могли вести огонь с воздуха только из личного оружия, в основном маузеров и наганов. Но прогресс неумолимо наступал, и авиация становилась всё более смертоносной. Сначала с борта стали сбрасывать бутылки с зажигательной смесью, потом гранаты и шашки динамита, а затем в ход пошли бомбы и стрелковое оружие.
Вооружены и опасны
Какая техника состояла на вооружении Императорского военно-воздушного флота? Изначально французская. Некоторые авиаотряды учились летать на машинах компании Farman («Фарман»), а большинство вылетов совершалось на самолётах фирмы Nieuport («Ньюпор»). Авиационный завод Щетинина в Петербурге также собирал «Ньюпоры» по французским чертежам. К сожалению, эти чертежи были неправильными, и на войну отправлялись суда, обречённые на крушение. Одним из первых по-настоящему отечественных самолётов на страже интересов империи стал С-22 «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. Огромный по тем временам биплан с четырьмя двигателями был самым, что называется, крутым в мире: наибольшая грузоподъёмность, максимальная вместимость, самая большая продолжительность и высота полёта. И он же стал первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.
Истребители появились чуть позже, первые их отряды были сформированы ближе к середине войны. Одним из главных российских судов такого типа стал истребитель С-16. К этому моменту конструкторы (главным образом Григорович и Сикорский) уже имели ряд наработок в области ведения огнестрельного боя. Так, на лёгкие и манёвренные аппараты стали ставить первые пулемёты: английские «Виккерсы» и «Льюисы», а также американские «Кольты». Для бортового орудия лейтенант Георгий Лавров разработал синхронизатор, позволявший вести огонь через диск винта. Спусковой механизм сообщался с двигателем самолёта, и пули пролетали между лопастями, не нанося им повреждений. Изобретение имело массу недостатков, конструкция была ненадёжной и часто выходила из строя, но этот первый шаг, как и положено, дал резкий старт разработкам. Всё быстрее симбиоз авиационного и оружейного искусства шёл по пути совершенствования.
Все категории лётной техники продолжали использоваться в императорском военно-воздушном флоте до самого конца войны. Помимо бомбардировщиков и истребителей, службу несли самолёты-разведчики, летающие лодки, а позже — гидропланы. Члены экипажей машин самого разного назначения оставили после себя подробные дневники и сборники воспоминаний. И даже простые боевые донесения сейчас, через сто с лишним лет, читаются наподобие приключенческого романа. Чего стоят описания воздушных боёв, составленные после успешного исхода: на большой высоте, находясь под обстрелом противника, люди вели себя хладнокровно и принимали взвешенные тактические решения. И это происходило в эпоху, когда человек только что поднялся в воздух и не был знаком со многими закономерностями авиации. Бойцы выживали, падая на землю в горящих обломках, их захватывали в плен, пытали, некоторых освободившихся судили на родине по подозрению в измене. Приходилось выживать снова.
Кто такие асы
Военных пилотов высшего класса называли асами. В то время таким специалистом становился лётчик, достоверно сбивший 5 вражеских самолётов. В русской армии этих профессионалов было больше двадцати. О своих коллегах рассказывал главный ас, капитан авиации Евграф Крутень: «До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе».
Сам Крутень был не только самым результативным российским асом, но и блестящим тактиком, теоретиком, публицистом и писателем. Погиб за год до окончания войны в возрасте 26 лет.
«Российские императорские орлы» стали отцами и наставниками «красных соколов» Советского Союза. Как во все времена, многие отважные бойцы погибали молодыми. Некоторым везло, и их удавалось похоронить. Кого провожали с почестями, кого — на последний грош, но неизменно с уважением и любовью. Кто-то нашёл пристанище на родине, кто-то в других городах и странах и даже на других континентах. Но право жить в памяти одинаково неоспоримо у всех. С течением лет народное признание рассеялось и стало обращаться не к конкретным людям, а ко всему летучему воинству. Гуляя по парку Героев Первой Мировой, можно увидеть скромный монумент, невысокую гранитную стелу, увенчанную скульптурой: пропеллером самолёта с птичьими крыльями. И даже спустя сотню лет к подножию памятника приносят цветы.