Исторический район Китай-город, который сейчас является частью Тверского района, можно назвать колыбелью российского высшего образования. Именно в его монастырях обучались первые русские ученые.
Спас старый за иконным рядом
Если выйти с Красной площади на Никольскую улицу и неспешным шагом пройти до почтового отделения, прямо за ним можно увидеть скромную вывеску «Заиконоспасский мужской монастырь» над воротцами, ведущими во внутренний двор. Стоит войти туда, и городской шум пропадает — уединенным и спокойным местом остается монастырь и сегодня, хотя располагается в самом центре мегаполиса.
Свое название он получил благодаря расположению: монастырь находился за лавками, где торговали иконами. Точная дата основания обители неизвестна. По преданию, на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась в самостоятельную обитель, основателем которой считается Борис Годунов. Изначально постройки были деревянными, поэтому они неминуемо горели. Чтобы исключить риски новых пожаров, в 1660 году был заложен новый каменный собор, средства на который дал боярин Федор Волконский.
Сильно пострадал монастырь во времена нашествия Наполеона. Французские солдаты разместили в церкви конюшни, в кельях — портных, в книжных лавках торговали вином, а монахов превратили в прислугу. Но и эти трудности обитель преодолела, здания восстановили, и монастырь ожил.
На рубеже XIX–XX веков монастырь принял свой окончательный облик. После революции его захватили «обновленцы», и даже это не спасло обитель от закрытия в 1929 году. Дальше священные стены использовали для вполне мирских целей: в здании разместились госучреждения, открылась первая телестудия, колокольню приспособили для студии первого советского телевещания. В 1991-м здесь зарождалась радиостанция «Эхо Москвы».
Верующие возвращались в эти стены постепенно, начиная с 1990-х. Сейчас монастырь работает, но некоторые его прежние помещения занимают нецерковные организации: РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.
Рождение высшего российского образования
Русские монастыри всегда были центрами просвещения. Памятная доска на доме номер 9 на Никольской улице гласит: здесь размещалась Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в нашей стране. Все начиналось с духовной школы, которая была создана в стенах Заиконоспасской обители, и монастырь получил определение «учительный».
В 1664 году царь Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования и пригласил просветителя Симеона Полоцкого. Тот приехал, поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа. Затем Полоцкий составил устав будущей академии, но замысел реализовать не успел — скончался. До конца дело довели его последователи.
Обучение велось на греческом и латинском языках, причем латинский больше не преподавался нигде. Учащимися могли стать молодые люди из любого сословия, но обязательно православного вероисповедания. По уровню образования академия в Заиконоспасском монастыре не была хуже лучших западноевропейских университетов того времени.
Славяно-греко-латинская академия активно росла, и количество учеников увеличилось с 300 до 1500. Так монастырь сильно расширился: теперь у него были академический корпус, братские и преподавательские кельи вдоль Китайгородской стены, обширный монастырский двор между ними, но и этого оказалось мало. Только в 1814 году ряд преподавателей академии были переведены в Троице-Сергиеву лавру, где открылась Московская духовная академия. А Славяно-греко-латинская была, таким образом, закрыта.
Часовня Пантелеимона Целителя (Год постройки: 1873. Год утраты: 1929), колокольня (на втором плане) Богоявленского монастыря со стороны Никольской улицы. Справа — доходный дом Богоявленского монастыря
Богоявленский монастырь
Богоявленский — один из переулков Никольской улицы, который напоминает о Богоявленском мужском монастыре.
Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна, это случилось на рубеже XIII– XIV веков. Одним из его первых игуменов был старший брат преподобного Сергия Радонежского.
Вначале обитель называли «монастырь за Торгом»: на посаде, где она расположилась, жили ремесленники и купцы, здесь раскинулся главный московский торг. Место было отличное: неподалеку от Кремля, на пути в Суздаль и Владимир. Как и все в то время, монастырь и храм были изначально деревянными и, конечно, горели. Поэтому в 1340 году Иван Калита, сын князя Даниила, заложил белокаменный собор. Это было первое строение из камня за пределами Кремля, возведенное в те времена, когда сами кремлевские стены были еще дубовыми. В конце XVII века монастырский комплекс еще раз подвергся перестройке в стиле нарышкинского барокко.
В разное время монастырь пытались уничтожить ордынские ханы, поляки, но раз за разом его воссоздавали. Великие князья и московская знать регулярно передавали монастырю значительные пожертвования, за счет чего его территория расширялась и даже имела выход на Никольскую. Восстановили его и после вторжений войск Наполеона. Один из французских маршалов выбрал Богоявленский в качестве своей резиденции, и это спасло здание от разграбления. Но оно все равно пострадало: осколками при попытке взорвать Московский Кремль сильно задело и монастырь — пробило кирпичную крышу и стены, а на колокольне от взрывной волны погнулся крест.
В 1929 году советская власть приняла решение выселить из монастыря всех его обитателей. Разобрали ограду монастыря, башню, основные постройки, кроме главного храма. Оставшиеся помещения использовали под мучной склад, общежитие студентов Горной академии, размещение разных организаций. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик, и верхнюю часть храма попросту снесло. В таком виде собор простоял несколько десятилетий.
Возвращение РПЦ в главный храм Богоявленского монастыря состоялось в 1991 году. Так началось восстановление монастыря как культового комплекса: к нему приписали несколько храмов и часовен, открыли учительскую семинарию, выпускающую социальных педагогов. Собор сегодня восстановлен, его украшают три белокаменных портала высотой пять метров. В интерьерах встречается живопись, мозаика, керамика, скульптурные композиции на мифологические сюжеты. В главном храме идут богослужения.