Мавзолей и гостиница «Москва»

Мавзолей и гостиница «Москва», фото

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина на Красной площади — одно из самых знаменитых и одновременно противоречивых творений архитектора Алексея Щусева в Москве. Споры на тему закрытия памятника-усыпальницы и захоронения останков вождя пролетариата ведутся уже многие годы. Но и у гостиницы «Москва», другого творения Щусева, тоже непростая история.

Мавзолей Ленина

Мавзолей на Красной площади, который сейчас может увидеть любой желающий, был построен только в 1930-х годах, хотя Ленин скончался за несколько лет до этого. При жизни вождя никаких разговоров о сохранении его тела не было, идея возникла и стала массово обсуждаться уже после кончины лидера. Поэтому и первая усыпальница была временной и деревянной, проектировалась и возводилась в крайней спешке— необходимо было успеть к похоронам Владимира Ильича 27 января 1924 года. Комиссию по организации похорон возглавил Феликс Дзержинский, который настаивал на бальзамировании тела, под его же руководством возводился мавзолей.

Разработать проект было поручено архитектору Алексею Щусеву, который справился с заданием, как утверждается, всего за несколько часов, а само здание было построено за три дня. Первый мавзолей был схожей с современной усыпальницей кубической многоступенчатой формы, но меньше, там так же в центре присутствовала надпись «Ленин». Одно из отличий заключалось в том, что для входа и выхода были предусмотрены две отдельные пристройки.

Нареканий к проекту мавзолея не было, однако довольно быстро выяснилось, что прослужить своей цели долго это здание не сможет: само помещение было слишком маленьким, лестницы для посетителей узкими, вдобавок к этому возникала проблема с сохранностью тела Ленина— поддерживать нужную температуру не было возможности. Мавзолей закрыли, а следом появилась идея построить более монументальное здание.

На конкурс предлагались самые причудливые варианты: мавзолей в виде дворца, башни или сооружение с гигантской статуей. Все они были отвергнуты, так как не вписывались в архитектурный ансамбль Красной площади. Сделать второй вариант мавзолея вновь предложили Щусеву. Он сохранил ступенчатую структуру здания, увеличил его размеры и добавил некоторые элементы. Мавзолей был выкрашен в оливковый цвет, а тяги, двери и колонны портика были выполнены из черного дуба.

Идея строительства каменной усыпальницы для Ленина возникла в 1925 году. Был объявлен конкурс, и ситуация повторилась: комиссия отвергла все предложенные варианты и опять отдала инициативу в руки Щусева. В 1926 году проект утвердили, однако строительство началось лишь три года спустя, его должны были завершить к 7 ноября 1930 года. Новое строение было решено облицевать красным гранитом, а также черным и серым лабрадором с Урала, из Карелии и Украины. Здание опять увеличилось в размерах: внешний объем в 4,5 раза, а высоту довели до 12 метров. Рядом с траурным залом были размещены специальные комнаты для сотрудников лаборатории. Трибуна шириной в три метра, на которой находилось руководство страны во время торжественных мероприятий, была устроена на площадке мавзолея, расположенной непосредственно над высеченным в граните словом «ЛЕНИН».

Саркофаг

С самого первого деревянного мавзолея остро стоял вопрос сохранности тела Ленина. Первое бальзамирование провел 22 января 1924 года академик Алексей Абрикосов. Это была довольно стандартная процедура, эффект которой был рассчитан примерно на шесть дней, чтобы с вождем пролетариата смогли проститься как можно больше людей. Затем появилась идея сохранить тело Ленина на долгий срок и положить его в специальный саркофаг, что требовало уже иного научного подхода— были созданы специальная медицинская комиссия и лаборатория, которая занималась разработкой и совершенствованием саркофагов.

Бальзамированием тела Ленина на длительный срок занимались анатом Владимир Воробьев и химик Борис Збарский. Первоначально тело вождя хотели заморозить, но необходимое оборудование опаздывало, и ученым, ответственным за сохранение тела, дали свободу действий.

В середине 1970-х годов был разработан качественно новый саркофаг в виде перевернутой трапеции, спроектирована новая система отвода тепла от осветительных приборов, бесшумные вентиляторы, прибор бесконтактного измерения температуры тела. Что же касается стекла, то был подобран такой угол отражения, что саркофаг оставался практически невидимым для посетителей. Из мавзолея тело Ленина пришлось эвакуировать на время войны: 3 июля 1941 года оно было отправлено в Тюмень и находилось в здании сельскохозяйственного техникума до апреля 1945 года. 16 апреля усыпальницу на Красной площади вновь открыли для посетителей.

Мавзолей и гостиница «Москва»  фото

Воробьев и Збарский

Захоронение или мумификация

Никакого завещания насчет своих похорон Ленин не оставил, не было и специального заявления родственников. Историки часто приводят цитату из письма Крупской, в котором та говорит о необходимости похоронить Ленина рядом с товарищами у Кремлевской стены, однако позже она согласилась на долговременное сохранение тела. Обсуждение, что делать с телом Ленина и с мавзолеем на Красной площади, идет многие годы, однако, согласно социологическим опросам, единства в обществе до сих пор нет.

Гостиница «Москва» — легенда СССР

Одна из крупнейших гостиниц столицы — «Москва» — и сейчас внешне напоминает здание, которое было спроектировано архитектурным бюро Щусева в начале 1930-х годов. План молодых архитекторов Леонида Савельева и Освальда Стапрана победил на втором закрытом конкурсе, объявленном Моссоветом. На первом открытом конкурсе победителей не было вовсе.

Молодым архитекторам не повезло в том смысле, что они создали проект в конструктивистском стиле — строгим, геометрическим, с лаконичным и монолитным обликом, который был популярен в 1920-е, однако в 1930-е годы из-за политических и идеологических причин в советской архитектуре происходит переход к так называемому сталинскому ампиру. К помощи Алексея Щусева обратились довольно поздно — на стадии строительства основного каркаса. К тому моменту серьезные изменения внести уже было невозможно. Тем не менее автор мавзолея добавил декор в соответствии с новым стилем — неоклассицизмом, который не противоречил основному духу здания. Первая очередь гостиницы была сдана в 1935 году.

Вообще, история строительства гостиницы «Москва» довольно запутанная и отражает политическую ситуацию того периода: после передовицы в газете «Правда» за авторством Стапрана и Савельева, в которой они обвиняли своего руководителя в том, что он практически не участвует в строительстве, а лишь присваивает себе авторство проекта, Щусева отстранили от работы, затем вернули. Позже претензии были озвучены уже в адрес этих архитекторов, их имена даже убрали с документов, связанных со строительством «Москвы».

Несимметричный фасад здания часто объясняют резолюцией Сталина, который якобы поставил подпись ровно посередине чертежа с двумя вариантами, поэтому гостиницу так и построили. На самом деле такое решение объясняется технологическими проблемами. Во время строительства «Москвы» было решено не сносить старый «Гранд-отель», который находился на месте правого крыла новой гостиницы, а использовать его стены и просто их надстроить. К сожалению, план оказался не слишком удачным, так как стены старого отеля не выдержали нагрузки, поэтому уже по ходу строительства их пришлось укреплять, а новую конструкцию облегчать. Именно поэтому были заложены оконные проемы на первых четырех этажах и убран весь декор правой части фасада.

Алексей Щусев подготовил чертежи второй очереди гостиницы, однако не дожил до их строительства; корпуса, выходящие на площадь Революции и Театральную площадь, начали строить в 1968 году, а сданы в эксплуатацию они были только в 1977-м.

В 2004 году здание легендарной советской гостиницы было признано ветхим и снесено, несмотря на протесты градозащитников, а на его месте решили возвести новое. Современное здание повторяет архитектуру гостиницы Щусева, но отличается по размерам — площадь отеля была значительно увеличена.

 

Читайте также

Фильтр