Метро к Южному порту дотянулось в непростое время строжайшей экономии и яростной борьбы с излишествами. Но годы спустя ситуация изменилась: с Таганско-Краснопресненской веткой пересеклась Люблинско-Дмитровская и принесла оригинальный дизайн и сказочные сюжеты.
«Пролетарская»
«Пролетарская» — показательный пример хрущёвского помешательства на дешевизне, хотя станция построена в то время, когда сам Никита Хрущёв уже был смещён с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Его инициатива, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1871 от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», ещё долго не теряла актуальности.
Станции возводились по типовому проекту из сборных конструкций. Их отличительный признак — два ряда колонн по двадцать шесть штук, так называемая «сороконожка». Авторы проектов имели возможность выплеснуть творческую энергию разве что в разнице оттенков облицовки и сюжетах алюминиевых панелей. Разумеется, «Пролетарскую» украсили изображениями серпа и молота.
Юлия Анатольевна Колесникова, с 1951 года занимавшая должность главного архитектора в проектном институте «Метрогипротранс», попробовала разнообразить конфигурацию беломраморной колонны, сверху расширив объём имитацией под капитель. Правда, «дворцовости» станции это не сильно прибавило. Пол «Пролетарской» выложили серым гранитом и лабрадоритом, а стены отделали керамической плиткой, в 2012 году уступившей место алюминиевым композитным панелям.
«Волгоградский проспект»
Станция названа по одноимённой трассе, на которой и расположена. В монтаже центрального пролёта метростроители использовали не сборные железобетонные конструкции, а монолитные — это уменьшило ширину платформы. На «Волгоградском проспекте» располагаются два ряда по двадцать пять колонн с шагом 6 метров. В остальном всё аналогично типовому проекту: серый гранит пола, белый мрамор колонн, керамическая плитка стен с диагональной раскладкой.
Топонимика (напомним, что Волгоград ранее назывался Сталинградом) нашла отражение и в сюжете произведений монументального искусства. Четыре чеканных металлических панно, выполненные скульптором Эдуардом Михайловичем Ладыгиным, посвящены Сталинградской битве, воинам и труженикам тыла. Солдата с автоматом, кавалериста с конём, сталевара и девушку, представительницу творческой профессии, автор разместил на фоне рельефов, стилизованных под древнеегипетское искусство.
«Крестьянская застава»
Так же, как некогда мозаичисты Помпеи и Равенны выкладывали образы Александра Македонского и царицы Феодоры — раскалывая гальку на мелкие части, — советские рабочие укрыли торцы пилонов пересадочного узла Люблинско-Дмитровской линии.
Нехитрые атрибуты крестьянского труда: грабли, косы, серпы, колёса веялки, снопы, колосья, выщербленная кирпичная кладка — сведены в упрощённые, точно лоскутное одеяло, абстрактные схемы. Грубая фактура, скудный, как холстина деревенской рубахи, колорит, сепия, едва позолоченная охра — вся эта грусть северной деревни ни в какое сравнение не идёт с льющимся через край колхозным изобилием кольцевой линии.
«Кожуховская»
Московские автомобилисты со стажем хорошо знают авторынок у Южного порта. На пустыре, где до сих пор шумит бойкая торговля, рынок возник в 1971 году. Через четыре года тут же открылся и поныне действует магазин «Автомобили». Рядом спустя двадцать лет появилась станция метро. Её назвали по местности, вошедшей в историю как площадка Кожуховских манёвров Петра I осенью 1694 года. В её декоративном оформлении авторы проекта решили развить тему автомобильного дизайна, чем, несомненно, придали станции индивидуальности. В светильниках из красного металла, освещающих перронный зал, обыграна форма кожуха — футляра для хранения механизмов. По оси зала стоят лаконичные деревянные диваны. Платформа «Кожуховской» выполнена из монолитного железобетона. Путевые стены, переходящие в свод, облицованы мрамором, пол выложен серым гранитом. Руководителем творческого коллектива выступил Александр Львович Вигдоров, архитектор, за свою карьеру создавший полтора десятка действующих станций.
«Дубровка»
Мозаичное панно «Золотая рыбка», таинственным мерцанием обозначающее северный торец зала, — одно из творений художника Зураба Церетели. Сын известного инженера-строителя и потомка древнейшего рода Церетели, Зураб Константинович стал художником. Но его, как мы видим, увлекают не только портреты случайных людей, подсолнухи и клоуны. Мастер неоднократно выступал как монументалист, оформив немало общественных пространств, к примеру, Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новую сцену Большого театра в Москве. Церетели дважды оформлял и станции московского метрополитена. В 2003 году яркие многофигурные панно «его кисти», посвящённые Великой Отечественной войне и Отечественной войне 1812 года, появились в подземном зале метро «Парк Победы». Но всё же дебют Зураба Церетели в столичной подземке случился в 1999 году, на «Дубровке».
Панно сильно выделяется на фоне стен, отделанных светлым мрамором, чёрным, красным и серым гранитом. Какая связь между «Золотой рыбкой» и ярко выраженным футуризмом в решении пространства «Дубровки»? Вероятно, авторы проекта посчитали этот сюжет подходящим названию станции.