Метро с изюминкой

Метро с изюминкой, фото

Станции метро Южнопортового района

Метро к Южному порту дотянулось в непростое время строжайшей экономии и яростной борьбы с излишествами. Но годы спустя ситуация изменилась: с Таганско-Краснопресненской веткой пересеклась Люблинско-Дмитровская и принесла оригинальный дизайн и сказочные сюжеты.

«Пролетарская»

Таганско-Краснопресненская
Дата открытия:
31 декабря 1966 года
Проектное название: «Крестьянская застава»
Проект переименования: «Крутицкое подворье»
Архитекторы:
Ю. А. Колесникова, Ю. В. Вдовин
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (9 м)

«Пролетарская» — показательный пример хрущёвского помешательства на дешевизне, хотя станция построена в то время, когда сам Никита Хрущёв уже был смещён с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Его инициатива, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1871 от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», ещё долго не теряла актуальности.

Станции возводились по типовому проекту из сборных конструкций. Их отличительный признак — два ряда колонн по двадцать шесть штук, так называемая «сороконожка». Авторы проектов имели возможность выплеснуть творческую энергию разве что в разнице оттенков облицовки и сюжетах алюминиевых панелей. Разумеется, «Пролетарскую» украсили изображениями серпа и молота.

Юлия Анатольевна Колесникова, с 1951 года занимавшая должность главного архитектора в проектном институте «Метрогипротранс», попробовала разнообразить конфигурацию беломраморной колонны, сверху расширив объём имитацией под капитель. Правда, «дворцовости» станции это не сильно прибавило. Пол «Пролетарской» выложили серым гранитом и лабрадоритом, а стены отделали керамической плиткой, в 2012 году уступившей место алюминиевым композитным панелям.

«Волгоградский проспект»

Таганско-Краснопресненская линия
Дата открытия: 31 декабря 1966 года
Проектные названия: «Остаповское шоссе», «Шарикоподшипниковская»
Проект переименования: «Калитники»
Архитекторы: В. Г. Поликарпова, А. А. Марова
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (8 м)

Станция названа по одноимённой трассе, на которой и расположена. В монтаже центрального пролёта метростроители использовали не сборные железобетонные конструкции, а монолитные — это уменьшило ширину платформы. На «Волгоградском проспекте» располагаются два ряда по двадцать пять колонн с шагом 6 метров. В остальном всё аналогично типовому проекту: серый гранит пола, белый мрамор колонн, керамическая плитка стен с диагональной раскладкой.

Таганско-Краснопресненская — самая загруженная линия московского метро. Она стала первой в подземке, которую перевели на поезда из 8 вагонов, и первой, где станции начали объявлять и на английском языке.

Топонимика (напомним, что Волгоград ранее назывался Сталинградом) нашла отражение и в сюжете произведений монументального искусства. Четыре чеканных металлических панно, выполненные скульптором Эдуардом Михайловичем Ладыгиным, посвящены Сталинградской битве, воинам и труженикам тыла. Солдата с автоматом, кавалериста с конём, сталевара и девушку, представительницу творческой профессии, автор разместил на фоне рельефов, стилизованных под древнеегипетское искусство.

«Крестьянская застава»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия: 28 декабря 1995 года
Архитекторы: Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
Художники: Н. И. Андронов, Ю. А. Шишков
Колонно-стеновая, трёхсводчатая, глубокого заложения (47 м)

Так же, как некогда мозаичисты Помпеи и Равенны выкладывали образы Александра Македонского и царицы Феодоры — раскалывая гальку на мелкие части, — советские рабочие укрыли торцы пилонов пересадочного узла Люблинско-Дмитровской линии.

Нехитрые атрибуты крестьянского труда: грабли, косы, серпы, колёса веялки, снопы, колосья, выщербленная кирпичная кладка — сведены в упрощённые, точно лоскутное одеяло, абстрактные схемы. Грубая фактура, скудный, как холстина деревенской рубахи, колорит, сепия, едва позолоченная охра — вся эта грусть северной деревни ни в какое сравнение не идёт с льющимся через край колхозным изобилием кольцевой линии.

Метро с изюминкой  фото

«Кожуховская»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия: 28 декабря 1995 года
Проектное название: «Кожухово»
Архитекторы: А. Л. Вигдоров, Л. Л. Борзенков
Односводчатая, мелкого заложения (12 м).

Московские автомобилисты со стажем хорошо знают авторынок у Южного порта. На пустыре, где до сих пор шумит бойкая торговля, рынок возник в 1971 году. Через четыре года тут же открылся и поныне действует магазин «Автомобили». Рядом спустя двадцать лет появилась станция метро. Её назвали по местности, вошедшей в историю как площадка Кожуховских манёвров Петра I осенью 1694 года. В её декоративном оформлении авторы проекта решили развить тему автомобильного дизайна, чем, несомненно, придали станции индивидуальности. В светильниках из красного металла, освещающих перронный зал, обыграна форма кожуха — футляра для хранения механизмов. По оси зала стоят лаконичные деревянные диваны. Платформа «Кожуховской» выполнена из монолитного железобетона. Путевые стены, переходящие в свод, облицованы мрамором, пол выложен серым гранитом. Руководителем творческого коллектива выступил Александр Львович Вигдоров, архитектор, за свою карьеру создавший полтора десятка действующих станций.

«Дубровка»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия: 11 декабря 1999 года
Проектное название: «Шарикоподшипниковская»
Архитекторы: В. З. Филиппов, С. М. Белякова
Художник: З. К. Церетели
Колонно-стеновая, трёхсводчатая, глубокого заложения (62 м)

Мозаичное панно «Золотая рыбка», таинственным мерцанием обозначающее северный торец зала, — одно из творений художника Зураба Церетели. Сын известного инженера-строителя и потомка древнейшего рода Церетели, Зураб Константинович стал художником. Но его, как мы видим, увлекают не только портреты случайных людей, подсолнухи и клоуны. Мастер неоднократно выступал как монументалист, оформив немало общественных пространств, к примеру, Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новую сцену Большого театра в Москве. Церетели дважды оформлял и станции московского метрополитена. В 2003 году яркие многофигурные панно «его кисти», посвящённые Великой Отечественной войне и Отечественной войне 1812 года, появились в подземном зале метро «Парк Победы». Но всё же дебют Зураба Церетели в столичной подземке случился в 1999 году, на «Дубровке».

Панно сильно выделяется на фоне стен, отделанных светлым мрамором, чёрным, красным и серым гранитом. Какая связь между «Золотой рыбкой» и ярко выраженным футуризмом в решении пространства «Дубровки»? Вероятно, авторы проекта посчитали этот сюжет подходящим названию станции. 

Читайте также

Фильтр