Легенда советского автопрома

Легенда советского автопрома, фото

Автомобиль «Москвич»

Автомобильный завод, который часто менял названия, но большинству знаком по аббревиатуре АЗЛК, построен в 1929-1930 годах на пересечении Московской окружной железной дороги и современного Волгоградского проспекта в районе Печатники.

А встречный, встречный ветер — нипочём!
Как песню, трассу новую начнём.
Мне нравится рабочий твой характер
Не зря тебя назвали «Москвичом»!

Не каждый отечественный автомобиль может похвастаться тем, что для него песню написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, а спел Эдуард Хиль. «Москвич» — яркий символ советского автопрома, герой множества советских фильмов, надёжный «друг». Как сказал Армен Джигарханян, который исполнил роль тренера в фильме «Гонщики»: «не машина ломается у спортсмена, а спортсмен ломает машину». Советские гонщики на «Москвичах» действительно достойно выступили на трансконтинентальных ралли Лондон — Сидней и Лондон — Мехико в конце 60-х и начале 70-х годов. Этот период считается «золотым» в истории завода: тогда были и регулярное изменение модельного ряда, и приемлемое качество продукции, и удачные выступления на международных соревнованиях, и успешные экспортные продажи.

Точка отсчёта

Изначально завод строился для отвёрточной сборки автомобилей марки Ford, чем он и занимался до 1933 года, эта программа была временная — до тех пор, пока не завершится строительство основного завода в Нижнем Новгороде. Затем предприятие становится филиалом ГАЗа и выпускает автомобили этого производителя. Лишь в 1939 году московский завод получил статус самостоятельного предприятия. Его реконструируют и специально под мощности этой обновлённой автосборочной площадки разрабатывают малолитражный автомобиль КИМ-10, а сам завод получает название «Московский автомобильный завод имени КИМ» (Коммунистический интернационал молодёжи). Весной 1940 года была выпущена первая малолитражка. Планировалось, что завод выйдет на мощность в 50 тысяч автомобилей в год, однако реализации планов помешала Великая Отечественная война, завод был спешно эвакуирован за Урал и переориентирован на нужды фронта. Собрать успели лишь опытные экземпляры КИМ-10, и в продажу этот автомобиль так и не поступил.

Легенда советского автопрома  фото

АЗЛК

Начало «Москвича»

«Москвичи» начали выпускать на ЗМА — Заводе малолитражных автомобилей (именно так предприятие называлось в тот период) в 1947 году. Первой моделью стал «Москвич-400», который был разработан на базе Opel Kadett. Спустя несколько лет появился модернизированный «Москвич-401», а в 1958 году — модель 407, на которой заводская команда дебютирует на международных соревнованиях. В это время начинается массовый экспорт «Москвичей». Вначале машины отправляли в Северную Европу, а затем и в другие страны. Модель 408 с полностью новым кузовом сходит с конвейера летом 1964 года. Спустя два года принято решение о реконструкции МЗМА, расширении его мощности и открытии филиала в городе Кинешме.


Директор АЗЛК Валентин Коломников
Долгие годы бессменным руководителем завода был Валентин Коломников. Несмотря на заметный статус и роль в отечественной автомобильной промышленности, информации о нём не так много. Улица, названная его именем, появилась в Печатниках в 2015 году. Коломников — классический пример «красного директора»: начинал с самых низов, никаких нужных связей у него не было, пришёл на завод молодым человеком в 1953 году, был сначала мастером, потом постепенно поднялся до начальника цеха, потом до заместителя директора и, наконец, через 15 лет — до главы предприятия. Многие его бывшие подчинённые характеризуют Коломникова как толкового руководителя. Хотя хватает и тех, кто его недолюбливал или боялся. Некоторые за глаза называли его Колымой, а АЗЛК расшифровывали как «Артель Замученных Людей имени Коломникова». Историки говорят, что Коломников был в определённой степени карьеристом и поэтому останавливаться на должности директора завода не собирался — метил в министерство, куда и попал заместителем министра автомобильной промышленности СССР в 1984 году. Однако спустя два года его отправили обратно возглавлять завод, который к тому моменту уже находился в глубоком кризисе. Коломников до последнего дня пытался как-то спасти предприятие и умер в своём рабочем кабинете от аневризмы аорты в 1992 году, ему был 61 год. Директор АЗЛК похоронен на Ваганьковском кладбище.

Соперничество АЗЛК и ИЖ

Зимой 1965 года руководство страны во главе с Первым секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым принимает решение об увеличении производства автомобилей в СССР. В связи с этим «путёвку в жизнь» получили ВАЗ и КамАЗ, а также ИЖ— военный завод в Ижевске, на котором стали дублировать выпуск автомобилей «Москвич». В 1968 году в честь 50-летия ВЛКСМ московский завод был переименован в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» — АЗЛК. Запуск производства «Москвичей» на новом заводе оттянул на себя на некоторое время силы конструкторов АЗЛК. Пришлось отложить работы над новой моделью, которая так и не вышла в тираж и осталась в истории под индексом «3-5». В то же время от такого «дубляжа» выиграл потребитель, ведь множество «Москвичей» с АЗЛК отправлялось на экспорт, а теперь автомобили этой марки доставались и водителям на внутреннем рынке.

Конец… и новое начало

С начала 1970-х годов на АЗЛК шла разработка полностью новой модели «Москвича», которая проводилась с учётом тенденций мирового автомобилестроения и присутствия на внутреннем рынке конкурента в виде продукции АвтоВАЗа. Однако в условиях плановой экономики реализовать идею не удалось, завод продолжил выпускать машины, которые фактически являлись модификациями старых моделей, что, с одной стороны, позволяло экономить, но с другой— обернулось потерей конкурентоспособности, а также со временем и качества, которое несколько снизилось в погоне за выполнением плана.

Отсутствие новой модели и упавшее качество привели к резкому сокращению экспорта «Москвичей», популярность этот автомобиль стремительно терял и среди советских покупателей. Лишь в 1986 году завод выпустил первый «Москвич-2141», однако ему очень не хватало современного двигателя. Проблему собирались решить за счёт разработки и производства силами АЗЛК нового мотора. Однако строительство завода по производству двигателей не было завершено в связи с прекращением государственного финансирования в 1991 году. При этом вся сумма образовавшегося долга легла на АЗЛК. В начале 1990-х годов предприятие всё ещё оставалось одним из крупнейших автомобильных заводов в стране, но с развалом СССР и последовавшей хозяйственно-экономической неразберихой начался отсчёт его последних дней. Последним генеральным директором АЗЛК в 1996 году стал Рубен Асатрян, который не смог справиться с тяжёлой кризисной ситуацией. Деятельность его команды, как считается, и привела завод к окончательному краху. В 2006 году ОАО «Москвич» было объявлено банкротом.

В течение последующих 15 лет производственный комплекс менял собственников, однако с уходом иностранных собственников с российского рынка руководство города приняло решение возродить производство под старым брендом. Перерождение завода стало новой страницей в истории производства отечественных электрокаров, обеспечив работой порядка 40 тыс. специалистов. Благодаря городским мерам поддержки удалось сохранить и трудовой коллектив завода. Сегодня здесь трудится более двух тысяч человек, при этом средний возраст сотрудника составляет 38 лет.

Читайте также

Фильтр