Простая геометрия

Простая геометрия, фото

Станция метро «Текстильщики»

Метро соединило московскую окраину с центром города в 1966 году. Назвать дворцами эти подземные станции язык не поворачивается. Построенные преимущественно по типовому проекту, они отличаются минималистичным и сдержанным авторским решением. Их названия сохраняют старые топонимы, а в них — история района.

«Текстильщики»

Таганско-Краснопресненская линия
Дата открытия:
31 декабря 1966 года
Архитекторы:
Р. И. Погребной, А. А. Марова, А. Б. Богатырёва
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (13 м)

В имении Садки, побывавшем в руках знатных семейств (Трубецких и Голицыных), в XIX столетии функционировала бумажно-набивная фабрика. После революции 1917 года предприятие закрылось, и его пространства были переоборудованы под нужды дома отдыха профсоюзов текстильщиков, организованного для ветеранов и инвалидов труда. Железнодорожная станция Курского направления в 1925 году получила название Текстильщики.

Одноимённая станция метро, дотянувшегося в эту московскую окраину к 1966 году, сооружалась из сборных конструкций по скромному типовому проекту. Скромность была продиктована борьбой с архитектурными излишествами. Тренд был задан ещё 4 ноября 1955 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, объявившим войну роскоши и помпезности. Всё украшение подземки, простое и утилитарное, состояло в двух рядах колонн, по сорок в каждом.

Колонны получили облицовку серого волнистого мрамора. Для декора путевых стен автор проекта архитектор Римидалв Иванович Погребной избрал простую геометрию и экономичный метод заполнения алюминиевого каркаса красными и серыми панелями из стемалита, закалённого эмалированного стекла. На пол красиво легли блоки лабрадорита и розового гранита.

Шли годы, станция продолжала нести на себе все признаки советского модернизма. И вдруг «Текстильщики» кардинально поменяли облик. Осенью 2014 года площадкой для реализации своих креативных идей агентство Saatchi & Saatchi выбрало станцию фиолетовой, Таганско-Краснопресненской ветки. Новый фирменный стиль московского городского транспорта внедрялся именно здесь. Мероприятия спешили провести к форуму новейших технологий «Открытые инновации», проходившему в технополисе «Москва».

Более позитивными «Текстильщики» стали за счёт оформления турникетов и эскалаторов в фирменном стиле приближающегося форума, то есть в розово-голубых оттенках. Подземный переход был оснащён навигацией, необычным освещением: лампами, проецирующими на потолок облака и даже граффити. Чтобы станция стала уже окончательно модной, был приглашён московский художник стрит-арта Алексей Кио, он же Kiosk. Пассажиры «Текстильщиков» получили широкие гранитные пандусы для колясок и интерактивное панно для построения маршрута.

Простая геометрия  фото

«Кожуховская»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия
: 28 декабря 1995 года
Архитекторы: А. Л. Вигдоров, Л. Л. Борзенков
Односводчатая, мелкого заложения (12 м)

Московские автомобилисты со стажем хорошо знают авторынок у Южного порта. На пустыре, где до сих пор шумит бойкая торговля, рынок возник в 1971 году. Через четыре года тут же открылся и поныне действует магазин «Автомобили». Рядом спустя двадцать лет появилась станция метро. Её назвали по местности, вошедшей в историю как площадка Кожуховских манёвров Петра I осенью 1694 года. В её декоративном оформлении авторы проекта решили развить тему автомобильного дизайна, чем, несомненно, придали станции индивидуальности. В светильниках из красного металла, освещающих перронный зал, обыграна форма кожуха— футляра для хранения механизмов. Платформа «Кожуховской» выполнена из монолитного железобетона. Путевые стены, переходящие в свод, облицованы мрамором, пол выложен серым гранитом. Руководителем творческого коллектива выступил Александр Львович Вигдоров, архитектор, за свою карьеру создавший полтора десятка станций.

«Печатники»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия:
28 декабря 1995 года
Архитекторы: А. Ю. Орлов, А. В. Некрасов
Художники: В. Бубнов, Л. Шапошникова
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (5 м)

Архитектурный тандем Александра Орлова и Александра Некрасова разработал концепцию типового проекта. Благодаря оригинальному световому решению на колонной трёхпролётной станции разыгрывается едва ли не театральный сценарий «день-ночь».

Светильники вмонтированы в подвесной потолок из анодированного алюминия, напоминающий волну. Пешеходная линия платформы под этим потолком заметно светлее путевой зоны, наоборот, погружённой в полумрак. Потолок над приходящими в «Печатники» и уходящими отсюда поездами оставлен абсолютно чёрным.

Колонны декорированы розовым мрамором. На полу из чёрного, красного и серого гранита собран нехитрый орнамент. Вестибюль станции метро украшает масштабная роспись по металлу «Труд и отдых москвичей», выполненная семейной парой художников-монументалистов, живописцев и графиков Василием Бубновым и Валерией Шапошниковой.

Выход в город осуществляется по восточному наземному вестибюлю. Однако предусмотрен ещё один небольшой вестибюль, который до сих пор не используется; в перспективе через него будет организована пересадка на станцию «Печатники» Большой кольцевой линии. Её открытие в составе участка «Нижегородская» — «Каширская» запланировано на 2023 год.

Простая геометрия  фото

«Угрешская»

От Спасской заставы некогда шла дорога, ведущая к Николо-Угрешскому монастырю, обители, основанной Дмитрием Донским в 1380 году. Войско великого князя, по преданию, остановилось и сделало привал на пути к Куликову полю. На том самом месте князю было видение: явилась ему икона Святителя Николая Чудотворца, и, узрев лик святой, Дмитрий вымолвил: «Сия вся угреша сердце мое», что означало «Это всё согрело сердце моё». Мужской монастырь (в 1610 году в нём скрывался Лжедмитрий II) ныне находится в черте подмосковного города Дзержинского. Дорога, ведущая туда, получила название Угрешское Станция «Печатники». Фото Н. Галкина, 2015 год шоссе, и грузовая платформа Окружной дороги стала Угрешской.

На Угрешской сохранился целый комплекс станционных зданий, построенных архитектором Андреем Никаноровичем Померанцевым, автором Верхних торговых рядов (нынешнего ГУМа). Как известно, Московскую Окружную железную дорогу начали строить в 1902 году именно по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера П. И. Рашевского.

В комплекс Угрешской 1903-1908 годов постройки, имеющий статус памятника архитектуры регионального значения, помимо собственно здания вокзала, входили приёмный покой, домик помощника начальника участка пути, жилые дома сотрудников станции, воинский продовольственный пункт (где на сегодняшний день уцелел дом коменданта), две столовые и казарма.

Станционные здания с подковообразными окошками, сохранившие формы стиля модерн, зажаты между железнодорожным полотном и Третьим транспортным кольцом.

10 сентября 2016 года получил реализацию транспортный проект, призванный разгрузить столичный метрополитен и дать новый импульс развитию позабытых до времени промзон,— было запущено пассажирское движение по МЦК. Остановочный пункт МЦК «Угрешская» открылся в этот же день. Это был как раз День города.

Метро «Волгоградский проспект» находится на расстоянии 900 м к северо-западу от «Угрешской», и путь этот в среднем занимает 12 минут. Эта пересадка от платформы на станцию метро— самая длинная на МЦК. 

Читайте также