Стены, видавшие Диего Марадону и Джона Стейнбека, первый печатный русский книжный знак, самое защищенное в Москве банковское хранилище начала XX века и мудрость сестер купца Хлудова — в этом материале.
Длина маршрута — 1,5 км, или 2 тыс. шагов.
Бывший доходный дом наследниц Хлудовых, рубеж 1920–1930-х годов. Фото: Duche / pastvu.com
Начнем прогулку у (1) бывшего доходного дома наследниц Хлудовых, в котором сейчас трудятся сотрудники Министерства транспорта Российской Федерации.
В первоначальном виде в стиле эклектики он был построен в 1894–1896 годах по проекту Льва Кекушева на основе сооружения первой четверти XIX века. Инициаторами строительства выступили дочери потомственного почетного гражданина и купца 1-й гильдии Герасима Хлудова. Решив не делить между собой наследство в склоках, мудрые сестры, наоборот, объединили доставшиеся участки в одно владение, чтобы выстроить Центральные бани, а впоследствии и этот доходный дом с торговой функцией.
Бывший доходный дом наследниц Хлудовых. Фото: К. Спасский
В дальнейшем здание два раза перестраивалось — в 1934 и 2001 годах, причем самой важной оказалась первая реконструкция, лишившая дом массивного купола и богатого убранства.
Гостиница и ресторан «Берлин», 1960-е годы. Фото: Danushka / pastvu.com
(2) Гостиница «Савой» была выстроена страховым обществом «Саламандра» в 1910–1912 годах по проекту Виктора Величкина. Первоначально называлась отелем «Берлин», но из-за изменившейся в Первую мировую войну политической реальности, была переименована. Современное название также отсылает к Европе: по одной из версий позаимствовали его у знаменитого лондонского дворца, переоборудованного в гостиницу, по другой — из-за соседства с рестораном «Альпийская роза», а одна из французских провинций у подножья Альп как раз и носит название Савойя.
После Октябрьской революции в стенах здания размещались общежития, пока в 1931 году «Савой» не отдали в ведение всесоюзного общества «Отель», созданного для обслуживания иностранных туристов. Здесь останавливались многие западные деятели культуры: писатели Джон Стейнбек и Ромен Роллан, артисты Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. В ресторане при отеле регулярно выступал джазовый ансамбль «Московские ребята» композитора Александра Цфасмана.
Гостиница «Савой». Фото: К. Спасский
В конце 1950-х годов «Савой» вновь вернул себе свое немецкое название, однако уже к концу существования СССР, в гостинице были восстановлены оригинальные интерьеры, также вернулось британо-французское название, ставшее уже привычным. В старый-новый период своей истории он вновь начал принимать известных иностранцев, среди которых были: аргентинский футболист Диего Марадона, оперные певцы Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти, американские актеры Ричард Гир, Стивен Сигал и многие другие.
Москонцерт на Пушечной. Фото: К. Спасский
По соседству находится (3) историческое здание Москонцерта на Пушечной улице, в котором ранее и располагался ресторан «Под Альпийской розой» (в дальнейшем «Альпийская роза)», связанный с предыдущим объектом. Дом в стиле раннего модерна отличается своими фасадами с картушом и окнами в стиле «бычий глаз».
Немецкий ресторан, в оригинальном названии звучащий как «Альпенрозе», проработал здесь с середины XIX века вплоть до Октябрьский революции. Вместе с «Берлином» они были главным местом сосредоточения немецкой диаспоры в Москве, включая и давно обрусевших бывших германских подданых. Этому способствовал находящийся неподалеку «Немецкий клуб», после заседаний в котором публика и тянулась в привычные ресторации.
Первая мировая и последующие революции сильно поменяли функции зданий. И если «Савой» смог пережить эти потрясения и работает и сейчас, то «Альпийская роза» осталась только на архивных фотографиях и задокументированных воспоминаниях современников.
С 1935 года в этом здании находился Московский городской дом учителя, а с 2015 года здесь работают залы Москонцерта на Пушечной.
Бывшее здание гостиницы «Альпийская роза». Фото: К. Спасский
В следующем здании по Пушечной улице находилась и сам (4) бывший отель «Альпийская роза», построенный в 1901–1902 годах по проекту Анатолия Остроградского. Как нетрудно догадаться, в данном случае как раз гостиница началась с ресторана, а не наоборот, как часто бывает.
По другую сторону улицы расположен единственный в России (5) Музей экслибриса и миниатюрной книги. Если вы вдруг не знаете, рассказываем: экслибрис — это знак или ярлык, который владелец книги ставит на внутренней стороне переплета, он может содержать информацию о владельце, его имени или инициалах.
В музее собраны редкие экслибрисы XVIII века, в том числе самый первый печатный русский книжный знак, принадлежащий Якову Брюсу, сподвижнику Петра I, а также самый первый женский экслибрис графини Чернышевой. В 2003 году была открыта постоянная экспозиция миниатюрных книг, включающая рукописные миниатюрные книги XVIII-XIX веков, издания 1930-х годов и периода Великой Отечественной войны.
В этой части Москвы долгое время находилось Суздальское архиерейское подворье XVII века с церковью Рождества Иоанна Предтечи. Со временем дома, выходившие фасадами на улицу, переделывались под жилое и торговое назначение, а храм разобрали за ветхостью ближе к концу XVIII века.
Доходный дом Суздальского подворья. Фото: К. Спасский
На углу улиц Рождественка и Пушечная находится одно из таких сооружений — (6) бывший доходный дом Суздальского подворья. Неоднократно перестраиваемый, в современный вид он был реконструирован в 1903 году по проекту Владимира Шервуда.
Торговый дом братьев Джамгаровых. Фото: К. Спасский
На пересечении Рождественки и Кузнецкого Моста находится (7) здание бывшего торгового дома братьев банкиров Джамгаровых, построенное в 1893 году по проекту Бориса Фрейденберга. В его стенах на рубеже XIX и XX веков собиралось «Славянское вспомогательное общество в Москве», целями которого были «укрепление духовно-культурного сближения славян и нравственная и материальная поддержка журнала “Славянский век”». Председателем его был сам Владимир Гиляровский.
Доходный дом Третьяковых, 1903 год. Фото: Mihalych / pastvu.com
Напротив него возвышается увенчанный шатрами (8) бывший торговый дом братьев Третьяковых. Построенный в 1892 году по проекту архитектора Александра Каминского, он содержит в себе множество элементов модного тогда псевдо- или неорусского стиля.
В правой части здания (по улице Рождественке) находился московский филиал банка «Лионский кредит». По рассказам современников его герметичное хранилище после каждой смены специально затапливалось водами убранной в коллектор реки Неглинной.
Доходный дом Третьяковых. Фото: К. Спасский
Среди множества последующих пользователей здания — редакция журналов «Октябрь» и «Рост», Московская губернская прокуратура, популярный художественный магазин фирмы Дациаро «Энфильд», при котором, кстати, открылся первый в стране клуб лыжников.
Сейчас здание принадлежит одному из крупнейших отечественных банков.
Выставка работ Императорского Строгановского училища, 1907 год. Фото: Architectors / pastvu.com
К бывшему доходному дому Третьяковых пристроено (9) узкое трехэтажное здание — флигель бывшей усадьбы Воронцова 1770-х годов. Реконструированное по проекту Федора Шехтеля в 1904 году, оно сейчас известно как магазин «Книжная лавка архитектора».
Книжная лавка архитектора. Фото: К. Спасский
Фасад дома оформлен полихромным керамическим панно с ренессансными арабесками, выполненным по проекту учеников Строгановского училища под собственную выставку. В стенах училища впоследствии появился Архитектурный институт.
Главный корпус Императорского Строгановского училища, начало XX века. Фото: Stone_Cold_Crazy / pastvu.com
Московский архитектурный институт. Фото: К. Спасский
На его базе в 1933 году было образовано единственное на тот момент в СССР специализированное учебное заведение, готовившее исключительно архитекторов — (10) МАРХИ. Главный его корпус занимает помещения городской усадьбы Ивана Воронцова XVIII века, впоследствии неоднократно перестраиваемой.
«Новый корпус» МАРХИ. Фото: К. Спасский
Одним из самых известных и выразительных с архитектурной точки зрения корпусов МАРХИ является так называемый (11) Новый корпус мастерских Строгановского училища. Также известный как «Кузнецовский» (по имени автора — архитектора Александра Кузнецова), он не успел быть использованным по назначению до начала Первой мировой войны, поэтому в его стенах сразу же разместился госпиталь Московского Городского Кредитного общества, оборудованный по последнему слову развития медицины того времени.
После создания в 1920-х ВХУТЕМАСа — Высших художественно-технических мастерских — здесь разместились его основное отделение, дерметфак, полиграффак и скульптурная мастерская.
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях, 1996 год. Фото: Vadimshults / pastvu.com
Завершим прогулку у (12) церкви Николая Чудотворца в Звонарях, первое упоминание о которой относится к 1616 году. В современном виде была выстроена в 1762–1781 годах по проекту Карла Бланка, известного архитектора переломного периода между поздним барокко и ранним классицизмом.
Реализованная еще в стиле барокко, церковь обрела колокольню в стиле классицизма уже после пожара 1812 года. Она долгое время была домовой церковью усадьбы Воронцовых, в главном доме которой сейчас расположен МАРХИ. В те же годы, что и образовался его предшественник, Архитектурный институт, церковь была закрыта.
«Объединение» церкви со зданием усадьбы вновь произошло в 1960-х годах, однако уже под флагом МАРХИ — в помещениях храма разместилась кафедра живописи и рисунка. Уже после развала СССР ее передали Российской Православной Церкви, здесь были возобновлены богослужения.
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях. Фото: К. Спасский
Но окончательно студенты-архитекторы его не потеряли. Из-за роскошного видового профиля Звонарского переулка и близости к институту, храм сейчас является одним из главных объектов для рисования с натуры.
Кирилл Спасский