Крылья советской державы

Крылья советской державы, фото

История Тушинского аэродрома

Тушинский военный и спортивный аэродром находился на территории района Покровское-Стрешнево и в течение нескольких десятков лет был одним из самых популярных мест в Москве. На праздники, посвященные Всесоюзному дню авиации, здесь собирались сотни тысяч зрителей, включая руководителей страны.

Первым делом самолеты

Появление нового аэродрома в Москве, на тот момент в ближнем Подмосковье, было закономерным явлением. 1920-е годы — время бурного развития авиации в Стране Советов. Немало для популяризации этой отрасли, особенно среди молодежи, сделал Осоавиахим — предшественник ДОСААФ. Стать пилотом мечтали не только юноши, но и девушки, и такая возможность была. Однако с ростом популярности авиации и прогрессом самолетостроения стало понятно, что единственного в те годы в Москве аэродрома на Ходынском поле (тогда — Центральный аэродром имени Фрунзе) недостаточно. Поэтому стали строить новые аэродромы в Остафьеве, Быкове и в Тушине, в котором уже действовала летная школа.

Строительство в Тушине началось в 1933 году и было не очень простым с технической стороны: здесь пришлось осушать заболоченную местность, а между рекой и летным полем соорудить земляной вал. Тем не менее все трудности удалось преодолеть, и в 1935 году аэродром и здание Центрального аэроклуба открылись, тут же базировалась Высшая парашютная школа.

Тушинский аэроклуб

Изначально клуб носил имя секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева, именно комсомол взял шефство над аэроклубом, а сам Косарев часто приезжал в Тушино посмотреть на самолеты и пообщаться с пилотами. Однако в 1938 году он был арестован при личном участии Лаврентия Берии, признан «врагом народа», а через год расстрелян. Еще до приведения приговора в исполнение аэродром в Тушине получил другое имя — Валерия Чкалова, который в декабре 1938 года разбился насмерть во время испытания нового истребителя.

Крылья советской державы  фото

Авиационный парад на тушинском поле, 1948 год // Советское руководство на авиапараде в Тушине. Фото Д. Бальтерманца, 1940 год

Всесоюзные дни авиации в Тушине

Тушинский аэродром стал одной из главных достопримечательностей столицы очень быстро. Впервые День воздушного флота СССР отмечался 18 августа 1933 года. Первый парад, посвященный этому празднику, прошел на Ходынском поле, а уже с 1935 года эти мероприятия проводились в Тушине в присутствии высшего руководства страны и неизменно при большом скоплении зрителей, несмотря на то что первые годы транспортная доступность нового аэродрома оставляла желать лучшего.

Помимо красочных парадов на аэродроме в Тушине активно проводились учебные полеты на спортивных самолетах, устраивались соревнования, с этого аэродрома стартовали различные дальние перелеты, здесь проводились всесоюзные слеты парашютистов и многое другое. За первые несколько лет работы в аэроклубе в Тушине были подготовлены тысячи парашютистов, летчиков и планеристов.

Во время Великой Отечественной войны парады в Тушине не проводились, аэродром использовался только военной авиацией, а после победы традиция возобновилась. На воздушных парадах выступали как асы советского воздухоплавания, так и студенты летных училищ, была представлена как зарекомендовавшая себя техника, так и новинки советского авиапрома от многих известных авиаконструкторов. Зрители наблюдали за исполнением фигур высшего пилотажа, постановочными боями с использованием наземной артиллерии и условным уничтожением макета завода противника. Так, на параде 1946 года публике впервые представили две новейшие разработки — реактивные самолеты Як-15 и МиГ-9. Новыми реактивными машинами очень интересовался Сталин, и их запустили в серию сразу после авиационного праздника. Год спустя в Тушине военный летчик полковник Иван Полунин уже продемонстрировал на Як-15 фигуры высшего пилотажа.

Популярность авиапарадов в Тушине объяснялась еще и тем, что на военные парады на Красной площади мог попасть далеко не каждый, а вот на мероприятия на аэродроме имени Чкалова продавали билеты, хотя и их раскупали очень быстро. Зрители добирались до аэродрома на попутках или на грузовиках, в кузовах которых были установлены скамьи для пассажиров. Начиная с 1944 года в Тушино ходил трамвай, чуть позже там стали останавливаться электрички. Но транспортные неудобства людей не останавливали — согласно историческим хроникам, на парад в Тушине в 1952 году собралось более миллиона зрителей. Кстати, на самом аэродроме трибун как таковых не было, зрители садились просто на траву, прихватив с собой пледы.

Практически без перерыва парады шли до 1956 года, а возобновились затем лишь в 1961 году. Руководство страны переключило свое внимание с авиации на более перспективную технику — ракеты. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев считал, что ракетные войска должны заменить военно-воздушные силы, в соответствии с новыми веяниями некоторые еще рабочие самолеты списали и разобрали на металлолом. В год, когда состоялся первый полет человека в космос, в Тушине опять провели авиационный парад, где в том числе показали различные технические новинки, включая боевые сверхзвуковые самолеты. Перед парадом 1961 года произошла трагедия. Во время подготовки к торжественному мероприятию на МиГ-19 разбился летчик Юрий Фитин, его самолет вошел в штопор и упал на землю. Следующий авиационный парад 1967 года состоялся уже на новом аэродроме в Домодедове.

Век другой, другие птицы

Несмотря на перенос авиационных парадов на другие площадки, Тушинский аэродром все еще продолжал активно использоваться. Работала юношеская планерная школа, позже здесь думали разместить гражданский аэропорт для частной и бизнес-авиации и аэротакси, а также реставрационный музей авиационной техники, но этим планам не суждено было сбыться. Постепенно территория вокруг аэродрома стала застраиваться, причем высотными домами, а сама площадка постепенно теряла свою классификацию. До начала 2000-х с аэродрома в Тушине могли взлетать и садиться самолеты Ан-24, Ан-26, Ан30, а затем лишь вертолеты и легкие самолеты типа Ан-2. В негодность приходила и дренажная система, необходимая для полноценной работы авиационной площадки. В некоторые сезоны она не могла функционировать.

Крылья советской державы  фото

Тушинский аэродром, 2020 год 

Смена деятельности

С начала 1990-х годов аэродром в Тушине стали использовать для проведения массовых мероприятий. Именно тут проходил ставший позже легендарным международный рок-фестиваль Monsters of Rock, а также фестиваль «Крылья», во время которого в 2003 году произошел теракт, унесший жизни 16 человек, еще несколько десятков пострадали.

Последний самолет Тушинского аэродрома

Последним самолетом, который самостоятельно улетел из Тушина, стал советский ближнемагистральный Ил-14Т, этот тип летательных аппаратов был разработан в 1940-е годы и использовался не только военной, но и гражданской авиацией. Характеристики позволяли ему работать в тяжелых погодных условиях и при низких температурах, самолеты этого типа обслуживали экспедиции в Антарктиде и в Арктике. В начале 2000-х Ил-14Т купила Федерация любителей авиации, самолет перегнали с аэродрома Остафьево на Тушинский аэродром, где он простоял около 10 лет и стал постепенно разрушаться, свою лепту вносили вандалы: были выбиты иллюминаторы, части обшивки растаскивали на металл, в нем периодически спали бездомные, но в 2010 году за крылатую машину взялись энтузиасты, к которым позже присоединились волонтеры из Музея ВВС России в Монине. В 2014 году, в день столетия дальней авиации, Ил-14Т — «Голубая мечта», как его прозвали реставраторы, — вылетел на аэродром Орловка в Тверской области и закрыл авиационную историю Тушина. 

Читайте также

Фильтр