Дорога, которой не повезло

Дорога, которой не повезло, фото

Виндавская железная дорога

Сегодня вряд ли кто-то сразу и уверенно скажет, куда вела Виндавская железная дорога. А в начале XX века это была одна из стратегических с точки зрения развития экономики магистралей. И хотя роль ей отводилась большая, на деле она получилась не самой загруженной, но зато одной из самых стильных, живописных и… невезучих. Не особенно повезло и красивейшему павильону на станции Покровское-Стрешнево архитектора Бржозовского — в конце 1980-х он обветшал и разрушился. А в 2021 году может исчезнуть и сама станция…

Окно в заграницу

Мы заговорили о памятнике инженерном (железная дорога) и архитектурном (станция), но начать придется с экономики. В конце XIX века актуальным стал вопрос развития торговли. Порт Петербурга не справлялся с соблюдением графика поставок товаров. Замерзающий зимой, он не поддерживал круглогодичный товарооборот прежде всего с европейскими странами. Как отмечает автор книги «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге» 1909 года издания, в начале XX века на столицу приходилось только 1/6 всех экспортных потоков, хотя за несколько лет до этого через Петербург шла половина таких операций.

Коммерсантам нужен был порт, работающий непрерывно и обязательно с «заграницей». И такой нашелся — Виндава (Вентспилс) на незамерзающей Балтике. Чтобы связать портовый город с Москвой, в мае 1897 года был подписан указ о строительстве железной дороги Москва — Ржев — Великие Луки — Елгава (Митава) — Виндава. Дорога получила название Московско-Виндаво-Рыбинской.

Строительство поручили «Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги», которое с 1898 года возглавлял выдающийся железнодорожник, инженер Николай Степанович Островский. А дорогой в целом руководил инженер путей сообщения, депутат Государственной думы I созыва Николай Байдак.

Строили мы, строили…

Построили дорогу быстро, дешево и извилисто: на Клинско-Дмитровской гряде пришлось обходить многочисленные естественные препятствия. Кроме того, по пути следования будущей железки возникли проблемы с выкупом земель, так что заложили лишние повороты. Это сделало дорогу одной из самых живописных, по крайней мере, в Подмосковье.

Николай Островский — уникальная личность. Он родился в Тамбове, окончил гимназию в Смоленске, потом институт в Петербурге. Проявлял себя, не боялся принимать смелые решения и в возрасте 25 лет оказался на Урале, где строилась горнозаводская железная дорога. Позже он стал ее управляющим и успешно трудился в последующие годы.

Уже в июле 1901 года по ней прошел первый поезд, пока что не до Балтики. Вокзалы в конечных пунктах возвести не успели, так что на первых порах гоняли составы между станцией Подмосковная и Ржевом. И тут первое невезение — пассажиры в какой-то момент превращались в пешеходов: прибыв на станцию Подмосковная, они часто даже не могли взять извозчика — место было не особенно оживленное, седоков тут никто не ожидал. Приходилось идти до Всехсвятского (современный Сокол) пешком да еще и нести вещи. Но направление пользовалось популярностью, тут были красивые дачные места, так что неудобства терпели.

Сегодня на станции Подмосковная находится музей, но работает и паровозное депо. Ансамбль этой станции единственный на Московско-Виндавской дороге уцелел во время войны и по праву входит в число объектов культурного наследия железных дорог на территории Москвы.

До заветного города Виндавы поезд отправился в сентябре 1901 года от новенького и очень современного, электрифицированного вокзала (будущего Ржевского и Рижского, а пока, конечно, Виндавского). Его построил архитектор Станислав Бржозовский.

Мастер железнодорожного модерна

Нам известно о нем довольно мало: выпускник Императорской академии художеств, в 1895 году Станислав Антонович Бржозовский стал академиком архитектуры. Так получилось, что за свою жизнь он спроектировал несколько самых красивых российских вокзалов — Витебский в Санкт-Петербурге, вокзал в Царском Селе и Рижский в Москве. Надо сказать, что Бржозовский был не вполне обычным архитектором железных дорог — он получил настоящую художественную подготовку, в то время как большинство его коллег были инженерами. Отсюда, наверное, стремление не только к удобству, но и к гармонии.

Вся Виндавская дорога была оформлена в едином стиле. Даже совсем небольшие станции Нахабино или Снегири несли черты северного модерна: фасады, напоминающие или скалы, или стены фольклорной избушки, декоративные детали, словно подсмотренные у природы… Был у Виндавской дороги и свой «фирменный» цвет — серовато-зеленый, а декоративные элементы покрывали темно-оливковой краской.

Особенно красив был вокзал с деревянным пассажирским павильоном на станции Покровское-Стрешнево. Местность оживленная, дачная. «Обширный сосновый лес, сухая песчаная почва, две железные дороги (Московско-Виндавская и Московская окружная), прекрасное шоссе в Москву и близость реки Москвы», — нахваливает Покровское-Стрешнево все тот же «Спутник». Так что изысканная станция не пустовала, нередко здесь же, на вокзале, устраивали концерты. К сожалению, деревянную постройку, изображениями которой часто иллюстрируют рассказы о стиле модерн в архитектуре, сберечь до наших дней не удалось. В 1980-е павильон окончательно обветшал, и его разобрали, чтобы он неожиданно не рухнул. Каменное здание вокзала стоит, но так как рельсы и платформу в момент электрификации дороги перенесли (вот оно — невезение), то вокзал оказался «не у дел» и тоже начал разрушаться. Сейчас он совершенно заброшен и некоторое время назад был даже выставлен на продажу.

Дорога, которой не повезло  фото

Станция Покровское-Стрешнево, 2020 год

Будущее не наступило

Так что же Виндавская дорога? Оживила она поставки грузов в балтийский порт и торговлю? Если и так, то ненадолго. Спустя всего несколько лет после открытия дороги власть перешла Советам, железные дороги были национализированы, Латвия обрела независимость, и все вместе это означало, что возможность поехать на поезде из России в Латвию особенно никому и не нужна. Поезда стали ходить до Волоколамска. А вот грузы периодически поставлялись, но общий поток по этой железной дороге был таким, что одно время даже рассматривался вариант закрытия Рижского вокзала: он обслуживал всего шесть поездов в день. В его здании вполне мог разместиться торговый центр, но проект, к счастью, не был реализован.

Виндавскую дорогу потихоньку «разделили». Сегодня формально она частично относится к Смоленскому направлению Московской железной дороги, частично отошла Октябрьской дороге. Эксплуатируется она тоже не полностью — пассажирские поезда идут только до Крустпилса (город примерно в 135 км от Риги).

Многие старожилы с ностальгией вспоминают поезда, курсировавшие на участке Волоколамск — Ржев. В народе они получили название «тарзан» — так на сленге называются короткие электрички, состоящие из 4–6 вагонов. Другое название — «подкидыш». 

Всплеск популярности у бывшей Виндавской дороги был, когда в 1980–90-е на Волоколамском направлении выдали много дачных участков. Тогда поездов стало резко не хватать и электричку Волоколамск — Ржев брали буквально штурмом. Но эти времена достаточно быстро миновали: то ли люди обзавелись собственными автомобилями, то ли поездки на дачу перестали быть так актуальны.

Жизнь затихает на бывшей Виндавской дороге постепенно — она не прекращает функционировать, но назвать движение здесь активным вряд ли можно. Старые станции ветшают и разрушаются, их здания, по сути, памятники культуры, потихоньку сносят. А в 2021 году может прекратить свое существование и станция Покровское-Стрешнево. «Вместо остановочного пункта Покровское-Стрешнево на МЦД-2 появится современный пригородный вокзал, расположенный ближе к станции метро», — сообщает Департамент транспорта столицы, готовящийся к открытию станции «Щукинская». И тогда в прошлое, видимо, навсегда уйдут даже воспоминания о некогда оживленной и очень светской станции, где в изысканном деревянном павильоне собиралась «воскресная» дачная публика, чтобы послушать концерт.

Читайте также

Фильтр