Космос под землей

Космос под землей, фото

Станция метро «Новые Черёмушки» и станция метро «Профсоюзная»

Метрополитен в Черемушках, символ хрущевской оттепели и покорения космоса, настоящий Клондайк для ценителей модернистской архитектуры, эстетики бесхитростности и рационализма.

«Новые Черемушки»

Калужско-Рижская Линия
Дата открытия:
13 октября 1962 года
Проектные названия:
«Южная», «Проезд № 1683»
Проект переименования:
«Черемушки»
Архитекторы: М. Ф. Марковский, А. К. Рыжков
Колонная, трехпролетная, мелкого (7 м) заложения.

Экспериментальный район Черемушки уже в процессе строительства стал символом новой радостной жизни и целой эпохи. Хрущевская оттепель, с ее романтикой расселения коммуналок и новоселий, нашла отражение в единственном произведении легкого жанра оперетты Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. «Москва, Черемушки» поднимает насущную проблему нехватки комфортного жилья в столице (подробнее об оперетте читайте в статье «Песнь о Черемушках»).

«Очень трудно, между прочим, если в разные районы спать идут молодожены», — звучит ария супругов Бубенцовых. Счастье неполно, нет собственной комнаты, Бубенцовы вынуждены жить врозь. Финал, разумеется, счастливый. Под озорную «Песню о Черемушках» управдом Барабашкин вручает жильцам ордера на новые квартиры в новом московском районе — каком именно, следует из самого названия произведения.

«Свадьбой на завтрашней улице» советский живописец Юрий Иванович Пименов воспел «большую душу новизны», светлую надежду, органично сочетающуюся с аскетизмом и упрощением. Перечисленные заповеди плюс рациональный подход распространялись также и в подземные чертоги нового метро, где станции, равно как и дома массовой застройки, скромные. Отдельные квартиры и типовая обстановка в них друг от друга уже мало чем отличались. Расселялись коммуналки; архитектура, изобразительное искусство и дизайн заговорили на одном языке.

Нет сомнения, действие программного живописного полотна Пименова разворачивалось все в тех же Черемушках, которые впоследствии безжалостный народный фольклор окрестит «хрущобами». Картину художник завершил в 1962 году, в пору, когда до Черемушек дотянулся метрополитен. Так этот доселе отдаленный микрорайон Москвы стал доступным.

Архитектор Михаил Марковский, ученик Алексея Душкина, один из авторов радиальной станции «Киевская», апофеоза излишеств, и первой «оттепельной» станции «Университет», в Новых Черемушках пошел в ногу со временем, выстроив прямоугольные столбы в две шеренги по сорок, облицевав классическую «сороконожку» желтоватым волнистым мрамором «газган».

Ресурсы проектировщиков были скромны. Графикой кафельная плитка путевых стен напоминала чистый лист школьной тетрадки по математике и типовые панельные домики. Посередине — отведенные бордовой чертой буквы названия станции. Ровно по центру зала красная гранитная дорожка в сером каменном обрамлении ведет к выходам — подземным переходам. Их оборудовано несколько — на улицы Профсоюзная, Гарибальди и Академика Полякова. Наземных павильонов «Новые Черемушки» были лишены.

Космос под землей  фото

Нина Алешина, 1980 год

«Профсоюзная»

Калужско-Рижская Линия
Дата открытия:
13 октября 1962 года
Проектные названия:
«Ломоносовская»
Архитекторы:
Н. А. Алешина, Н. И. Демчинский.
Колонная, трехпролетная, мелкого (7 м) заложения.

Профсоюзная улица появилась на карте Москвы и микрорайона Черемушки 7 февраля 1958 года. Часть 4-й Черемушкинской улицы была переименована в честь сорокалетия советских профсоюзов, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Названная аналогично станция рыжей Калужско-Рижской ветки Московского метрополитена открылась в один день с соседними «Новыми Черемушками» и «Академической». Столь же непритязательный, скромный декор внутреннего пространства, такое же отсутствие наземных павильонов, те же железобетонные колонны под серым с прожилками гранитом с шагом в четыре метра. Автор проекта, выдающаяся советская метростроевка, архитектор Нина Алешина, для визуального разнообразия облицевала путевые стены ромбовидной керамической плиткой, пол выложила красным и серымгранитом.

Нина Александровна была признанным мастером, умеющим придавать индивидуальный облик отсутствию излишеств. Заслуженный архитектор России, кавалер ордена «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть», лауреат премии Совета Министров СССР, Алешина — автор 19 станций московской подземки. Выпускница МАРХИ, ученица советского зодчего Бориса Мезенцева, трудовую деятельность она начинала в команде не менее прославленного мастера Алексея Душкина и успела поработать над «Новослободской» Кольцевой линии, одной из самых роскошных станций московского метро.

Полвека спустя Алешина должна была в режиме тотальной экономии и аскетизма добиваться того, чтобы «Марксистская» не была похожа на «Чкаловскую» или, к примеру, «Менделеевская» на «Чертановскую», а «Варшавская» не напоминала бы «Щукинскую».

Выходы со станции «Профсоюзная» ведут к площади Иосипа Броз Тито, Нахимовскому проспекту и к зданию Института научной информации по общественным наукам, ИНИОН РАН. Архитектурный ансамбль, спроектированный мастерской Якова Белопольского в 1960-1974 годах, справедливо считался образцом советского модернизма. Институт и главное в стране книгохранилище, где была собрана литература по общественным наукам, в феврале 2015 года пережили сильнейший пожар. Значительная часть здания и книжного фонда были уничтожены.

«Калужская»

Калужско-Рижская Линия
Дата открытия:
12 августа 1974 года
Проекты переименования
: «Обручевская», «Воронцово».
Архитекторы:
 Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова. Художники: А. А. Леонтьева, М. А . Шмаков.
Колонная, трехпролетная, мелкого (10 м) заложения.

Покорение космоса, выход человека на орбиту, воздухоплавание — темы, раскрытые в Московском метрополитене максимально.

Юрий Гагарин наравне с ХХ съездом КПСС и пятиэтажками в Черемушках превратился в символ оттепели. Первый полет в космос, осуществленный 12 апреля 1961 года, удовлетворил всемирные амбиции Никиты Хрущева и немедленно нашел отражение в многочисленных декоративных панно и мозаиках московского метро.

Под землей расцвел фантастический мир с запуском советского искусственного спутника, космическим кораблем, на котором Гагарин совершил оборот вокруг Земли за 108 минут.

Авторы станции «Калужская», архитекторы Николай Демчинский и Юлия Колесникова, в извечной попытке преодоления однотипности прибегли к актуальному сюжету. Пусть таким легким, не всем заметным штрихом, как металлическая чеканка на технологических дверях путевых стен, зато с изображением многоступенчатой ракеты, орбитальной станции, искусственного спутника и лунохода. Проектировщики без труда привязали сюжет четырех панно еще и к топониму, Калужскому шоссе, проходившему поблизости. Калуга — родина знаменитого ученого Константина Циолковского, основоположника теоретической космонавтики. Еще один элемент добавил красок в типовой проект «сороконожки» — восьмигранные, сужающиеся внизу колонны, облицованные розовым байкальским мрамором. Фоном розовым колоннам служит белая плитка путевых стен. Пол выложили серым гранитом .

Разумеется, в режиме строгой экономии о наземном вестибюле можно было и не мечтать. Вход и выход в город производится только через подземные переходы. Со станции «Калужская» можно попасть на площадь Академика Келдыша к пересечению улиц Профсоюзная и Обручева, к Научному, Хлебобулочному проездам, Старокалужскому шоссе.

Близ метро находится еще один модернистский объект, также связанный с космосом, а именно — Дворец культуры «Меридиан». Трехэтажное здание открылось в 1984 году в качестве ведомственного Дома культуры НИИ автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина.

Именно этот научный институт занимался разработкой систем управления, активно используемых на автоматических станциях, проводящих исследования Луны, Марса и Венеры. Гордость НИИ — ракета Р -7, которая вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли и подняла в космос Юрия Гагарина. Космосу посвящен каменный резной фриз, обнимающий фасад «Меридиана».

Читайте также