Кошкин и Кошкин: большевик и конструктор

Кошкин и Кошкин: большевик и конструктор, фото

Улица Кошкина в Москве

С названием улицы Кошкина в Москворечье-Сабурове есть определенная путаница. Как правило, люди полагают, что она названа в честь конструктора танка Т-34 Михаила Кошкина. На такие мысли как раз наводит соседство с Кантемировской улицей, что сразу в памяти вызывает образ знаменитой Кантемировской танковой дивизии. И лишь некоторые знают, что улица была названа в 1987 году в честь большевика и организатора партийной ячейки в поселке Царицыно Семена Кошкина. Так эта улица и существует в народном понимании с двумя именами: Кошкина и Кошкина.

Семен Кошкин

Про одного из «первых борцов за Советы» Семена Кошкина известно не так много, хотя его именем не только названы улица и проезд в Москве, его имя нанесено на стелу на склоне Поповой горы на территории музея-заповедника «Царицыно». Там также выбиты имена других коммунистов и беспартийных активистов, помогавших устанавливать советскую власть в стране. В том числе там есть фамилии рабочих железнодорожной типографии — членов «Железнодорожной дружины», которая принимала участие в восстании на Красной Пресне в 1905 году, ее командиром как раз и был Семен Кошкин. Известен даже его партийный псевдоним — Старик.

На этом же обелиске в Царицыне имена троих сыновей Кошкина. Василий Кошкин был типографским рабочим, а в Гражданскую войну — комиссаром полка. Александр в годы Великой Отечественной войны стал полковником, заместителем командира по политической части 301-й стрелковой дивизии. Погиб, похоронен в Одессе. Третий сын Кошкина — Михаил, комсомольский активист 1920-х годов в Царицыне, впоследствии работал в конструкторском бюро Туполева.

Кошкин и Кошкин: большевик и конструктор  фото

Михаил Кошкин

Что же касается Михаила Кошкина — конструктора Т-34, то о его судьбе известно многое. Жизнь он прожил недолгую: всего 41 год. Как и Семен, Михаил Кошкин был выходцем из рабочей семьи. Создателем одного из лучших средних танков Второй мировой войны стал человек, который в детстве окончил лишь три класса церковно-приходской школы. Свое обучение он продолжил уже в зрелом возрасте. 

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги на территории современной Ярославской области. Его отец погиб на лесозаготовках в результате несчастного случая, когда Михаилу было семь лет. Окончив школу, Михаил едет в Москву, чтобы помочь матери, и устраивается подмастерьем на кондитерскую фабрику, позже ставшую известной под названием «Красный Октябрь». В 1917 году его призывают на военную службу, впрочем, в рядах Императорской армии он пробыл недолго. Через несколько месяцев после ранения он вернулся обратно в Москву на лечение, а после этого в том же 1917 году его демобилизовали. 

В Рабоче-крестьянскую Красную армию спустя год Михаила привели убеждения: он записался добровольцем. Это еще один момент, который объединяет двух Кошкиных, — они оба были среди «первых борцов за Советы». Михаил воевал год в составе железнодорожного отряда под Царицыном, потом сражался против белой армии под Архангельском. 

Историки говорят, что, скорее всего, Кошкин именно там впервые столкнулся с британскими танками «Рикардо». Солдат сам позже объяснял, что интерес к бронетехнике возник, когда он воевал в составе железнодорожных войск на бронепоезде. Однако танки и конструкторское бюро в жизни Кошкина появятся позже, сначала его ждала партийная карьера, которая складывалась удачно.

Армейскую службу Михаил окончил на Южном фронте в 1921 году, куда был направлен после того, как переболел тифом. Членом Коммунистической партии он стал за два года до этого и вскоре избрался первым секретарем партийной ячейки. К 1924 году у него за плечами уже военно-политические курсы в Харькове и Коммунистический университет имени Свердлова в Москве. После выпуска он вновь попадает на кондитерскую фабрику, на этот раз в городе Вятке и уже в качестве руководителя. Еще через несколько лет Кошкина назначают заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома ВКП(б).

И в этот момент, когда все складывалось так благополучно для партийной карьеры, Кошкин принимает решение, которое перевернуло всю его оставшуюся жизнь, — он просит дать ему возможность получить техническое образование. Решение довольно смелое, учитывая, что, во-первых, он не имел никакого специального образования, а во-вторых, ему уже было 30 лет. Студенты, которые учились с ним на одном курсе в Ленинградском политехническом институте, рассказывали, что Кошкин самостоятельно за полтора года фактически с нуля изучил алгебру, геометрию и другие необходимые для поступления и учебы предметы. В 1934 году он успешно окончил институт, защитив дипломную работу, посвященную устройству коробки передач на танке. 

Более двух лет он проработал в КБ Ленинградского завода имени Кирова: пришедший на танковый завод рядовым рабочим, к концу своей службы на этом предприятии Кошкин стал заместителем начальника конструкторского бюро. Талантливого и смышленого конструктора заметили «наверху», и именно его решили направить в Харьков усилить коллектив, который пытался модернизировать серийный легкий танк. В 1936 году он становится руководителем танкового КБ-190. Именно здесь начинается такой короткий, но такой важный этап в жизни Михаила Кошкина. Задача перед новым конструктором стояла непростая. Назрел кризис как в самом Харьковском КБ, так и в целом в отрасли танкостроения: советская промышленность не выпускала боевые машины, способные противостоять современному противотанковому оружию. Попытки усилить броню танков проваливались, так как трансмиссия вместе с колесно-гусеничной схемой не выдерживала такого веса. Учитывая проблемы предыдущих боевых машин, команда Кошкина предложила модель на гусеничном ходу.

Кошкин и Кошкин: большевик и конструктор  фото

Идея была инновационной, но понравилась далеко не всем в руководстве советской армии. Решающее слово осталось за Сталиным, который поддержал конструктора и дал зеленый свет на изготовление нескольких опытных образцов. Однако приоритета не получил ни один из вариантов, поэтому в Харькове параллельно велась разработка сразу двух новых танков: колесно-гусеничного А-20 и гусеничного А-32. Позже А-32 получит усиленную броню, новую пушку и поменяет индекс на Т и номер на 34.

Испытания двух опытных образцов Т-34 начинаются зимой 1940 года. Показывать их приемной военной комиссии планировали в Москве, а для запуска машины в серию танк должен был пройти несколько тысяч километров и доказать свою надежность. Чтобы сэкономить время, Кошкин предложил устроить танковый марафон и отогнать боевые машины в столицу не на поезде, а своим ходом по пересеченной местности, по зимнему бездорожью Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. Здесь стоит отметить, как «горел» Кошкин своим детищем: накануне танкового пробега конструктор сильно простудился, но, несмотря на плохое самочувствие, отправился в это непростое путешествие. 

В Москве танки понравились, Сталин не скрывал своего восхищения, он назвал Т-34 «ласточкой» советских бронетанковых сил. К сожалению, пробег Харьков — Москва — Харьков закончился для конструктора сильной пневмонией, позже в больнице ему удалили одно легкое, но это не помогло. Михаил Кошкин скончался 26 сентября 1940 года, так и не увидев триумфальную судьбу Т-34. Сталинской премии за танк он был удостоен посмертно. 

Читайте также

Семь загибов на версту

5 декабря 2023

Крестьянская копейка

5 декабря 2023

Рихтер

5 декабря 2023

Кантемиры

5 декабря 2023

Ядерный университет

5 декабря 2023

Братеевский каскадный парк

5 декабря 2023

Фильтр