Улица Лавочкина в Ховрине получила это имя в 1965 году, через 5 лет после смерти выдающегося советского авиаконструктора. Семен Лавочкин в первую очередь известен благодаря разработкам самолетов-истребителей, не все знают, однако, что он был одним из первопроходцев и в советском ракетостроении.
Профессионал и счастливчик
Семена Лавочкина называют конструктором с большой буквы «К». В числе лучших истребителей Второй мировой войны — Ла-5 и Ла-7, на них, в частности, летали Герои Советского Союза Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Алексей Маресьев. Лавочкина считали счастливчиком, и отчасти его успехи и впрямь можно объяснить удачей: он работал в период, когда СССР возглавлял Сталин, при этом избежал репрессий, в отличие от Сергея Королева или Андрея Туполева. Лавочкин — обладатель четырех Сталинских премий, трех орденов Ленина, дважды Герой Социалистического Труда, и это далеко не полный список его наград. Те, кто его знал, отзывались о нем как об очень мягком, добром человеке, не зазнававшемся даже после полученного признания и готовом помочь коллегам, которые попадали в беду или лишались работы, в том числе по политическим причинам. С другой стороны, Лавочкин смело экспериментировал и умел твердо отстаивать свое мнение, превращаясь в довольно жесткого собеседника.
Увлечение техникой, и в особенности летательными аппаратами, проявилось у Семена Лавочкина довольно рано. После школы он хотел учиться на инженера, но началась Гражданская война, и Лавочкин вступил в Красную гвардию. Его любовь к машинам и технические таланты заметило командование, после окончания службы Лавочкина рекомендовали к поступлению в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), в котором он выбрал факультет аэродинамики. Поработав после учебы в конструкторских бюро французов Поля Ришара и Анри Лавиля, Лавочкин определился со своей специализацией — проектирование истребителей. Работой над летательными аппаратами именно такого типа он занимался некоторое время в КБ Дмитрия Григоровича, а затем в КБ Леонида Курчевского. Мысли о создании быстрой и мощной машины не покидали его и во время вынужденного перерыва в конструкторской деятельности — Лавочкин работал в Главном управлении авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности.
Семен Алексеевич Лавочкин (1900–1960); Владимир Петрович Горбунов (1903–1945)
Истребители войны
В 1939 году после Гражданской войны в Испании, в ходе которой выяснилось, что отечественные самолеты уступают немецким, в СССР объявляется конкурс на лучший истребитель. Принять участие в нем решается и Лавочкин. Его проект, подготовленный в соавторстве с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым, получил одобрение. Самолет И-301, позже известный под именем ЛаГГ-1 (аббревиатура из фамилий конструкторов), кардинально отличался от других конструкций. Особенностью стало то, что изготовили аппарат из так называемой дельта-древесины. Перед войной в СССР остро ощущалась нехватка металла, а вот древесины хватало, поэтому можно было смело рассчитывать на выпуск большой серии истребителей. Несмотря на одобрение руководства, самолет пришлось усовершенствовать, так как на первых же испытаниях стали понятны некоторые недостатки, связанные и с вооружением, и с летно-техническими характеристиками. После доработки началось серийное производство самолета под названием ЛаГГ-3.
Параллельно КБ-21 в Горьком (ныне Нижний Новгород), которое возглавил Лавочкин, работало и над принципиально новым самолетом. Предыдущая модель показала себя неплохо за первые годы войны, оказалась очень «живучей», однако имела ряд конструктивных проблем, да и управлять самолетом было непросто. В такой ситуации советское руководство отдало приоритет машинам, разработанным в КБ Яковлева. Однако уже в 1942 году КБ-21 представил ЛаГГ-5 (позднее Ла5), главное отличие которого — замена двигателя с жидкостным охлаждением на силовой аппарат с воздушным охлаждением. Такая новинка решала не только проблему с дальностью полета, маневренностью самолета и его скоростью, но и с комплектацией, так как во время войны не хватало авиационных двигателей с жидкостным охлаждением, а с воздушным их было достаточно.
Новый Ла-5 уже принимал участие в боях подо Ржевом и Сталинградом. Эксперты говорят, что по своим техническим характеристикам Ла-5 уступал немецкой технике, однако его летные характеристики вполне удовлетворяли требованиям времени, а среди несомненных плюсов были несложное техническое обслуживание, простая конструкция и нетребовательность к взлетным площадкам. В 1943 году в конструкцию Ла-5 внесены различные изменения, а главное — установлен новый мотор с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, что значительно увеличило мощность силовой установки. Ла-5ФН прекрасно показал себя в боях на Курской дуге и, по признанию экспертов, не уступал немецким «Мессершмитт Bf 109» и «Фокке-Вульф FW-190».
Последним самолетом, который Лавочкин разработал во время войны, стал Ла-7. Он неофициально считается лучшим истребителем Второй мировой наравне с британским Spitfire. На фронт он поступил в 1944 году. Самолет отличался высокой маневренностью и высокой огневой мощью — он был оборудован двумя или тремя 20-миллиметровыми пушками, баки для топлива располагались на крыльях, а лонжероны крыльев изготавливались из металла.
Генерал-майор Семен Лавочкин в окружении летчиков
Выше, быстрее, сильнее
Начиналась эра реактивной авиации, и по заданию советского правительства Лавочкин переключается на разработку принципиально иных летательных аппаратов. В 1945 году он возвращается из Горького и возглавляет ОКБ-301 в Химках. Вскоре конструктор разработал самолет со стреловидным крылом и герметичной кабиной Ла-176, именно на нем впервые в Советском Союзе была достигнута скорость звука, а в 1951 году уже на Ла-190 был преодолен звуковой барьер в горизонтальном положении, однако в серию самолет не пошел. Зато пошел первый в СССР беспилотник Ла-17, который выпускался в различных модификациях до 1990-х годов.
Середина 1950-х годов — новый этап в истории ОКБ-30. Коллектив Лавочкина перепрофилировался на проектирование и испытание ракетной техники. В те годы принимается решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны, она получила название ПВО-25, или «Беркут», и в первую очередь предназначалась для защиты Москвы и других городов. Коллектив Лавочкина отвечал за разработку и внедрение наземных зенитных управляемых ракет класса «земля — воздух», а также ракеты класса «воздух — воздух». Ракеты Лавочкина стояли на боевом дежурстве до 1980-х годов.
Итог конструкторской деятельности Семена Лавочкина подвели два проекта: двухступенчатая сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета «Буря» и зенитно-ракетный комплекс дальнего действия «Даль». Несмотря на ряд новаторских решений, которые делали «Бурю» уникальной для своего времени, в серию была запущена другая ракета — Р-7. В июне 1960 год произведен удачный запуск ракеты ЗРК «Даль» с поражением условной цели. Но буквально через несколько часов после этого Лавочкин, который присутствовал на полигоне во время тестов, скончался от сердечного приступа. После смерти знаменитого конструктора ОКБ-301 стало носить его имя, сейчас это АО НПО им. С. А. Лавочкина.