Длина маршрута — 6,6 км, или 9,5 тыс. шагов.
Киевский вокзал. Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с посещения (1) Киевского вокзала, который с момента открытия в 1899 году и до 1934 года назывался Брянским. Последний представлял из себя вытянутое деревянное сооружение, считался тогда «худшим вокзалом Москвы», даже «провинциальным».
Дебаркадер Брянского вокзала после открытия, 1917–1918 годы. Фото: Maxim0ff / pastvu.com
Современное здание вокзала с дебаркадером соорудили в 1914–1918 годах по проекту Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского. Перекрытия залов и знаменитый дебаркадер высотой 28 м — авторства Владимира Шухова.
Решение о строительстве нового здания было принято в столетний юбилей Бородинской битвы, поэтому архитектура здания вдохновлена той эпохой. Она выразилась в неоклассическом стиле с элементами ампира. Важнейшим элементом Киевского вокзала стали оригинальные механические часы, сохранившие свое устройство с момента установки до наших дней.
Часы Киевского вокзала, вид изнутри. Фото: vseomoskve.info
В 40-х годах с северной стороны был пристроен корпус с павильоном станции метро «Киевская» и пригородным кассовым залом по проекту Дмитрия Чечулина. В начале XXI века шуховский дебаркадер был перестроен по упрощенному варианту.
В 2006 году у здания вокзала появился «парижский» вход на станцию метрополитена «Киевская». Он был оформлен в духе входных групп метро Парижа, типовой проект которых был создан в 1900 году архитектором Эктором Гимаром.
«Парижский» вход. Фото: К. Спасский
Напротив здания вокзала расположен (2) торгово-развлекательный комплекс «Европейский», построенный в 2006 году по проекту архитектора Юрия Платонова.
ТРЦ «Европейский», 2007 год. Фото: Максим Улитин / wikipedia.org
Является одним из примеров непризнанного еще стиля «капром» (капиталистического романтизма). «Европейский» не раз становился объектом критики со стороны градозащитников, архитекторов и активных горожан.
Интерьер ТРЦ выстроен вокруг пяти атриумов: «Москва», «Париж», «Рим», «Лондон» и «Берлин». Их оформление выполнено с отсылками к архитектурным стилям этих городов.
Большая Дорогомиловская улица, дом 6. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до (3) конструктивистского дома с элементами неоклассицизма. Построен в 1933 году по проекту архитектора Бориса Мительмана.
Прогуливаясь по Украинскому бульвару, можно обнаружить множество скульптур, являющихся элементами общего ансамбля. Он был создан в 2005–2006 годах, авторами проекта выступили архитектор Евгений Розанов и скульптор Александр Бурганов.
Скульптурная композиция «Содружество». Фото: К. Спасский
Включает в себя: (4) композицию «Содружество», символизирующую единение народов России, Беларуси и Украины, (5) памятник поэтессе и писательнице Лесе Украинке, (6) две скульптуры — «Аллегория воздуха» и «Аллегория воды», фонтан «Юность» и другие объекты.
Памятник Лесе Украинке. Фото: К. Спасский
Две аллегории. Фото: К. Спасский
У Новоарбатского моста расположен (7) дом издательства «Известия», северная часть которого была построена в 1940-х годах, а южная — уже в 1950-х. Автором проекта выступил архитектор Леонид Поляков.
Дом издательства «Известия». Фото: К. Спасский
Здесь в разное время жили художник-график Борис Ефимов и поэт Александр Твардовский.
Набережная Тараса Шевченко, дом 5. Фото: К. Спасский
Также интересен (8) дом, находящийся по адресу: набережная Тараса Шевченко, д. 5. Построен в 1955 году по проекту все того же Полякова. Здесь в 1955–1997 годах жил легендарный советский футболист Игорь Нетто. В его честь назван неформальный клуб, в который входят футболисты, сыгравшие в составе сборных СССР и России по футболу более 50 матчей.
«Дом нефтяников» и метромост, 1961 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Находящийся по соседству (9) «Дом нефтяников» был построен для сотрудников Министерства нефтяной промышленности СССР. Возводился с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Авторами выступили братья-архитекторы Веснины и Пантелеймон Голосов, однако заканчивал строительство уже инженер проекта С. В. Лященко.
В доме в разное время проживали заслуженный художник РСФСР Николай Жуков, бывший министр нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков, дочь чилийского политика Луиса Корвалана Мария-Виктория, народный артист РСФСР Валентин Гафт, народная артистка РСФСР Вера Орлова.
Бородинский мост, 1955 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Деревянная переправа в виде Дорогомиловского моста существовала на месте современного моста (10) Бородинского еще с конца XVIII века. По Дорогомиловскому в 1812 году проходили как русские, так и французские войска. В 1867–1868 годах деревянный мост был заменен каменным.
В 1912 году, к столетию Бородинского сражения, мост решили перестроить, реализацию проекта возглавил архитектор Роман Клейн. В дальнейшем мост подвергался двум перестройкам — в 1952 и 1999–2001 годах. При этом современный мост сохраняет еще клейновские обелиски и портики.
Закладной камень монумента, 1954 год. Фото: Augur80 / pastvu.com
В Бородинском сквере можно обнаружить (11) закладной камень монумента в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, установленный здесь в 1954 году после сноса старой застройки между Киевским вокзалом и Москвой-рекой. Монумент так и не был сооружен.
Фонтан «Похищение Европы». Фото: К. Спасский
Перед Киевским вокзалом также расположен (12) фонтан «Похищение Европы», открытый в 2002 году. Скульптурная композиция создана бельгийским авангардистом Оливье Стребелем и была подарена мэром Брюсселя к моменту переименования площади Киевского вокзала в площадь Европы.
Причал «Киевский». Фото: transport.mos.ru
Здесь же, на Москве-реке, можно обнаружить (13) причал «Киевский», который совсем недавно был переоборудован под электросуда — новый городской речной транспорт Москвы.
Строительство моста Богдана Хмельницкого, 2000 год. Фото: TravelCar / pastvu.com
(14) Мост Богдана Хмельницкого может похвастаться интересной историей. Изначально это был Краснолужский железнодорожный мост 1907 года в районе Потылиха, который впоследствии перенесли на 2,5 км по реке в новый створ у Киевского вокзала. После этого он был надстроен крытой галереей.
Архитектором нового моста выступил Юрий Платонов. Проект в 2001 году удостоился Золотого диплома лауреатов Российской национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал».
Бережковская набережная, дом 12. Фото: К. Спасский
Далее пройдем вдоль массивного (15) дома с адресом: Бережковская набережная, д. 12. Центральная часть его была достроена еще в 1940-х годах, а «крыльями» он оброс уже в 50-х.
Дом Аркадия Стругацкого, 2017 год. Фото: Romanuch / wikimapia.org
(16) Дом под номером 14 известен тем, что в нем жил Аркадий Стругацкий. Бережковская набережная отразилась и в его работе — перевод знаменитого романа Джона Уиндема «День триффидов» Стругацкий опубликовал под псевдонимом С. Бережков.
Клуб Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе, начало 1930-х годов. Фото: Madsin / pastvu.com
Бизнес-центр «Мельников Плаза» располагается в (17) бывшем клубе Дорогомиловского химического завода им. М. В. Фрунзе («Дорхимзавода»). Был построен в конструктивистском стиле по проекту архитектора Константина Мельникова в 1927–1929 годах, в виде токарного станка.
Остановочный пункт «Потылиха», 1907 год. Фото: Sandybux / pastvu.com
Завершим прогулку у (18) бывшего остановочного пункта Московской окружной железной дороги «Потылиха». Построен в 1905–1907 годах по проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова.
Был самым высоким станционным зданием Малого кольца и соединял в себе зал для пассажиров, пост центрального управления стрелками и служебные квартиры.
К насыпи Малого кольца ранее вел ажурный мост, который позже был утрачен. Но если вы хотите увидеть, что он из себя представлял, это не проблема. Бывшая станция Малого кольца «Воробьевы горы» дает такую возможность.
Главное, не перепутайте со станцией метрополитена, которая и вовсе встроена в мост.
Кирилл Спасский