Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим северо-восточную часть района Дорогомилово, названного так из-за находившейся здесь ранее деревни. Несмотря на близость к центру Москвы, эти места долгое время были не очень плотно застроены.
Большую часть района отрезал от Москвы Дорогомиловский вал — часть Камер-Коллежского вала. Он был учреждён как таможенная граница Москвы ещё в 1742 году и более 100 лет был официальной границей города. Остатки Дорогомиловского вала сейчас можно найти в районе бывшего Бадаевского пивзавода.
Благодаря строительству вылетных правительственных трасс, уже с советского времени Дорогомилово стало престижнейшим районом города с помпезной сталинской архитектурой.
Вишенкой на торте этой помпезности является гостиница «Украина», ставшая последней из построенных «сталинских высоток». Интересно, что первым зданием в составе комплекса «Москва-Сити» стал находящийся неподалёку от «Украины» небоскрёб «Башня-2000».
Вот так нечаянно была передана эстафета от одних знаковых для Москвы высоток высоткам современным.
Длина маршрута— 4,6 км, 6 500 шагов.
Начнём прогулку с осмотра (1) гостиницы «Украина» высотой в 206 метров, построенной в 1953-57 гг. по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского. На момент постройки она была крупнейшей в Европе гостиницей.
Гостиница «Украина». Фото: А. Каменских
Изначально должна была называться «Дорогомиловская», однако по настоянию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, её переименовали в «Украину». Это был символичный жест в контексте празднования в 1954 году 300-летия воссоединения России и Украины.
В холле первого этажа вы можете найти диораму «Москва — столица СССР» — макет городской застройки 1977 года от Лужников до Земляного вала в масштабе 1:75.
Так как здание строилось уже после шести предыдущих «сталинских высоток», при его строительстве был использован уже наработанный опыт и технологии. «Украину» можно назвать выпускным альбомом архитекторов и строителей «сталинских высоток».
Далее пройдём вдоль территории (2) бывшего Бадаевского (Трёхгорного) пивоваренного завода второй половины XIX века. Корпуса завода были спроектированы в духе немецких торговых рядов XV–XVI вв. Это было одно из самых технологичных производств «пенного» в дореволюционной России. К 1913 году он выпускал в год целых шесть миллионов декалитров.
1: Вид на Бадаевский завод, 1930-40 гг. Фото: Gregoryvr / pastvu.com
2: Бадаевский завод. Фото: А. Каменских
ЖК «Бадаевский». Рендер: Herzog&deMeuron
Производство остановлено, территория логично меняет свою функцию. Здесь решено построить довольно провокационный в архитектурных и планировочных решениях проект — ЖК «Бадаевский». Концепция швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron — поднятые на колонны новые корпуса, нависающие над историческими зданиями завода. «Парящие дома» вызвали очень полярные оценки в городском сообществе. Будем ждать реализации концепции, чтобы дать финальную оценку.
Из доступных для близкого рассмотрения частей заводских сооружений — (3) контрольные ворота, сооружённые в 1910 году по проекту архитектора Александра Евланова. Только не путайте его с братьями Георгием и Николаем. У их родителей получилась уж слишком «архитектурное» потомство.
Контрольные ворота Бадаевского завода. Фото: А. Каменских
Из уже реализованных проектов современной застройки, обратите внимание на (4) ЖК «Кутузовский XII» по аналогичному адресу. Интересно рассмотреть фасады здания 2020 года постройки, вдохновлённые итальянскими палаццо и советским неоклассицизмом. Особое внимание — на пятидесятиметровые хрустальные колонны с латунными капителями (венчающими частями).
ЖК «Кутузовский XII». Фото: А. Каменских
Перед новостройкой — (5) памятник Петру Багратиону авторства Мераба Мерабишвили, установленный в 1999 году. Является почти точной копией памятника в Тбилиси. Памятник изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку в своём последнем сражении, при Бородино.
Памятник Багратиону. Фото: А. Каменских
Рядом на набережной находится 34-этажная (6) «Башня 2000», которая соединена с ММДЦ торгово-пешеходным мостом «Багратион». Введена в эксплуатацию на год позже своего названия, став одной из первых современных высоток в Москве начала 2000-х. Виды на неё и от рядом расположенной смотровой площадки на «Сити» стали активно использоваться в отечественной рекламе, показывающий вам, к какому успеху вы придёте, если купите продаваемый товар.
«Башня 2000». Фото: А. Каменских
Далее интересен дом по адресу (7) Кутузовский проспект 26, корпус 1, построенный в 1944 году в стиле сталинского ампира. Здесь жили Генеральные секретари ЦК КПСС Леонид Брежнев и Юрий Андропов, а также другая высокопоставленная советская номенклатура.
Кутузовский 26, корпус 1. Фото: А. Каменских
Местные жители вспоминают, что из-за этого на Кутузовском проспекте были самые богатые на ассортимент и наличие товаров магазины ввиду опасности внезапных проверок от первых лиц.
В парке у дома находится (8) памятник белорусскому поэту, драматургу, публицисту Янке Купале — классику белорусской литературы и лауреату Сталинской премии. Кстати, это единственный памятник белорусу в Москве.
Памятник Янке Купале. Фото: А. Каменских
Снова вернувшись на набережную, изучите здание (9) Мастерской Петра Фоменко середины 2000-х годов, расположенное на высоком склоне Москвы-реки. Пётр Фоменко являлся известнейшим советским и российским режиссёром театра и кино, педагогом и художественным руководителем. Ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Зальцбурга и Парижа.
Мастерская Петра Фоменко. Фото: А. Каменских
Завершая прогулку, рассмотрите массивное здание по адресу (10) Кутузовский, дом 30, построенное в стиле позднего сталинского ампира в 1949-53 гг.
Кутузовский, дом 30. Фото: А. Каменских
Благодаря совмещению старого периметрального и более современного поквартального типа застрйоки, дом выходит на три стороны: Кутузовский проспект, Третье транспортное кольцо и набережную Тараса Шевченко, в результате чего имеет большие общую протяжённость и количество квартир.
Одно из самых массивных московских зданий начала 1950-х годов кажется всё более скромным на фоне растущих вокруг небоскрёбов. Москва всю свою историю росла вверх, поэтому очевидно, что пройдут годы и такое же можно будет сказать и про новые небоскрёбы вокруг.
Кирилл Спасский