В последнее время процесс организации питания в школах претерпел значительные изменения — как по форме, так и по предлагаемому ассортименту блюд. Обновились санитарные нормы, поменялось меню. В связи с этим возросла роль разъяснительной и информативной работы с родителями и учениками по многочисленным вопросам. Ответы на них знают сотрудники школы — специалисты по питанию.
Наш сегодняшний рассказ о Татьяне Николаевне Мустафа, специалисте по питанию в школе № 1238 Западного округа Москвы. Она именно тот человек, который взаимодействует непосредственно с оператором питания, родительской общественностью и детьми, согласовывает ежедневное меню, следит за качеством приготовленных блюд и чистотой обеденного зала.
Наша героиня родилась и выросла в Москве. С детства мечтала стать учителем и работать с детьми. Окончив школу, поступила в педагогический колледж № 12, в котором освоила специальность учителя начальных классов. Своей жизненной цели она не изменила и продолжила учебу, окончив высшее учебное заведение. После университета работала педагогом в столичной школе. Но несколько лет назад желание и упорство сыграли свою роль в жизни Татьяны Николаевны.
«Мне всегда хотелось участвовать именно в организации питания ребят. Ведь столовая — это особое место в школе. Здесь ученики проводят перемены, отдыхают и общаются. Мне так хотелось организовать пространство и наполнить столовую приятной атмосферой и эстетикой, прививать детям позитивное и осознанное отношение к еде, формировать культуру питания. Я осознанно пришла к тому, что надо повышать свою квалификацию и двигаться в направлении школьного питания. Этим я и занималась на протяжении нескольких лет», — отметила Татьяна Николаевна.
Получив необходимый опыт, наша героиня получила должность специалиста по питанию в школе № 1238. Ее ежедневные обязанности: контроль за технологическими процессами приготовления рационов на пищеблоке, соблюдение чистоты обеденного зала, оценка приготовленных блюд и ежедневная проверка соблюдения питьевого режима. В ее задачи входит и другой вопрос: нужно не просто вкусно кормить детей, но и сделать блюда полезными и питательными.
«Дети оценивают еду на вкус. Мы, взрослые, отдаем предпочтение пользе. Поэтому так важно соблюдать баланс, чтобы питание учеников было разнообразным, полезным и обязательно вкусным. Мы можем сколько угодно говорить о вреде фастфуда, но ребенок между холодной вязкой кашей и гамбургером все равно выберет последний. Поэтому так важно разрабатывать аппетитные и вкусные блюда, чтобы сформировать у учеников правильные пищевые привычки», — говорит Татьяна Мустафа.
Татьяна Николаевна признается, что теперь она делает то, чего ей так не хватало. Вместе с учениками она организует мастер-классы, проводит тематические недели, участвует в конкурсах. Так, совместными усилиями администрации и учащихся школа приняла участие в проекте «Мой школьный ресторан», который реализуется в Москве с 2012 года по инициативе НП СРО «Ассоциации предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения» и при поддержке столичного Департамента образования. За долгие годы существования проекта более двухсот городских школ получили современные столовые. Благодаря проекту в столовой не только сделали косметический ремонт, но и обновили мебель. Обеденный зал стал ярче, комфортнее и уютнее.
«Совсем не верилось, что мы сможем в числе других образовательных комплексов выиграть и стать участниками такого интересного проекта. Помню, как Татьяна Николаевна переживала, но была уверена в нашей победе. Так и вышло! Теперь наша столовая уже и не столовая — кафе, где приятно находиться, а главное — всегда вкусно!» — рассказала ученица образовательного учреждения.
Ориентироваться в предпочтениях детей Татьяне Николаевне помогает собственная разработка — программа для отзывов и предложений. Специалист ведет работу не только с детьми, но и с родителями. Так, для родителей были созданы чаты, в которых обсуждаются вопросы платных рационов питания, режимов питания и ассортимента продукции буфета.
Не так давно от родителей поступил запрос по расширению коммерческого меню буфета. Родители просили расширить ассортимент овощных нарезок и выпечки в индивидуальных упаковках. Многие школьники после учебного дня остаются на дополнительные занятия, и для них такой перекус может стать настоящим спасением.
«Нас в школе кормят вкусно, особенно я люблю митболы. Они вкуснее, чем у бабушки», — уверен ученик школы.
Реалии времени диктуют свои правила. Но на все вызовы Татьяна Николаевна умеет находить ответ, соблюдая главный принцип: питание детей должно быть полезным, вкусным и безопасным. Специалист по питанию поясняет, что ребенок во время завтраков, обедов и полдников не только ест, но и приобщается к культуре питания. Поэтому так важно, чтобы школьные рационы были вкусными и аппетитными, чтобы ученики сами выбирали их вместо сладостей.