Территория нынешнего района Щукино почти два столетия была очень популярным местом отдыха. Высокий берег Москвы-реки, песчаные пляжи, лес и здоровый воздух — все располагало к устройству дачных поселков. Приютом для дачников служила и сама деревня, небольшая и небогатая.
Дворянские гнезда
Само слово «дача» прозрачно намекает на то, что ее «дают». Первыми дачными владениями в российской истории стали розданные Петром I усадьбы под Петербургом. Дачи оказались удачным решением: приближенные не уезжали в дальние поместья и понемногу обживали окрестности новой столицы. Дачники были обязаны благоустроить участок и выстроить дом по образцовому проекту. Почти сто лет дачами владело исключительно высшее дворянство. Они имели типичный вид роскошных загородных домов с парками и садами и появлялись в окрестностях обеих столиц.
В классической русской литературе на дачах и в ближайших «подмосковных» живут все; студенты и гимназисты, барышни и институтки проводят время в чужих и своих имениях, отправляются на лесные прогулки и пикники. К середине XIX века дачи становятся доступнее, появляются целые дачные поселки, и чем больше развиваются железные дороги, тем дальше от города располагаются новые дачные места. Указ Николая I от 29 ноября 1844 года уже содержит в названии само слово «дача»: «О раздаче в городе Кронштадте загородной земли под постройку домиков или дач и разведение садов».
Москвичи на природе
Моду на дачи подхватили в Москве — горожане рвутся на природу, цены на хорошие дома в дачных поселках растут, на реках и прудах устраиваются купальни, на пригородных вокзалах дают концерты. Но купить или снять на лето богатый дачный дом с террасой, балконом, садом, купальней и прочими благами могут далеко не все. Подмосковные крестьяне видят растущий спрос и начинают повсеместно сдавать избы внаем, что порой служит для них основным источником дохода.
Историк Н. М. Карамзин писал в 1803 году: «Москва совершенно пустеет летом. Мне случилось в одной подмосковной деревне видеть крестьянский сарай, обращенный в комнату с диванами: тут в хорошее время года живет довольно богатый купец со своим семейством. В городе у него каменный дом и большой сад; но он говорит: “Что может сравниться летом с приятностию сельской жизни?”». Карамзин замечает, что дворяне, ездившие раньше на лето за границу, все чаще остаются отдыхать под Москвой, а по воскресеньям, чего раньше не бывало, «портные и сапожники с женами и детьми рвут цветы на лугах и с букетами возвращаются в город».
Отдых для каждого
«Полный путеводитель по всем дачным окрестностям Москвы» (М., 1894) сообщал, что в Покровском-Глебове-Стрешневе можно найти дачи красивые и благоустроенные, но очень дорогие, подешевле же лучше снимать «на селе у крестьян». В Покровском красивый парк, прекрасный воздух и много воды, но добираться туда довольно дорого — «нужно ездить на извозчиках, которые берут не менее 1 рубля в один конец. Даже такой способ передвижения, как в дилижансе, а потом на конке (через Петровский парк) обходится в два конца в 70 копеек».
Ближайшие к Петровскому парку села — Тушино, Иваньково, Елизаветинское и Щукино, как сообщает путеводитель, «предоставляют очень мало удобств для дачной жизни». Под удобствами дачной жизни для «среднего класса» к началу XX века понимали дешевое и быстрое сообщение с городом, недорогие, но довольно комфортные дачные дома, доступные продукты. Князья Глебовы-Стрешневы-Шаховские, владевшие поместьем, ориентировались на спрос не хуже крестьян — помимо дорогих дач для людей состоятельных, они выделили дополнительные участки для застройки простыми летними домиками. Дачные поселки Иваньково, Елизаветино и Гришино появились именно так. Сохранившиеся в этих местах дачи можно было видеть вдоль трамвайных путей от остановки «Пехотная улица» до нынешней станции метро «Щукинская» еще в конце шестидесятых годов XX века.
Крестьяне старались принарядить и достроить свои дома для дачников — если не террасами, то хоть их подобием. Кажется, привычка называть застекленное крыльцо-веранду «террасой» в сельских домах появилась именно тогда. Обычно дачи снимали «на сезон», и порой аренда домика обходилась дешевле, чем городская квартира, так что кое-кто жил на природе круглый год. Чаще же на дачу вывозили на лето семью, причем отец семейства оставался в городе и приезжал либо по вечерам, либо в выходные дни.
Сельская новь
В 1899 году в Москве появляется первый трамвайный маршрут — и как раз от Бутырской заставы до Петровского парка. Заменив конку, трамвайная сеть охватывает город и к 1910 году уже становится довольно плотной, особенно в западной его части. После революции 1917 года трамвайные линии достигают окраин, в тридцатые годы трамвай становится доминирующим видом транспорта в Москве. Любимые горожанами места отдыха теперь гораздо доступнее. Вот подробные указания путеводителя «Дачи и окрестности Москвы» (1930): «Близ Покровского-Стрешнева, на берегу Москвы-реки, в 1 км от конечной остановки трамвая номер 13, находится дер. Щукино, Павшинской волости, Моск. уезда, ставшая излюбленным местом для прогулок москвичей благодаря своему прекрасному песчаному пляжу».
В Щукине в то время насчитывалось 90 крестьянских домов и около 10 дач. Цены на них — от 80 рублей за сезон. Работал кооперативный магазин. Близ Щукина, на противоположном берегу реки, расположена деревня Строгино. Она окружена с трех сторон лугами, полями, а с четвертой стороны окаймлена берегом Москвы-реки. В Строгине отдых дешевле — там 225 домов исключительно крестьянского типа, сдающихся по цене от 20 до 50 рублей за комнату. Есть кооперативный магазин, летом бывают спектакли в клубе ВЛКСМ.
Дачные традиции прошлого явственно изменились: усадьба и дачи Покровского-ГлебоваСтрешнева переделали в санатории, музеи «дворянского быта» и загородные дома для особо ценных категорий граждан. А демократичное Щукино, где организовали не слишком успешный колхоз «Работник», стало «излюбленным местом отдыха москвичей». После строительства канала имени Москвы, в 1938 году, трамвайная линия дотягивается и до деревни — конечная остановка располагается в конце нынешней Авиационной улицы.
После войны в деревне еще остается чуть меньше ста домов. В низине между Щукино и Строгино для рабочих тушинских оборонных заводов построены бараки, добираться оттуда можно было лишь по воде или по льду, так что лодочники Щукина обеспечивали переправу. А весной, когда река разливалась, жильцов затопленных бараков брали на постой. Летом приехавшие на трамвае купальщики все меньше нуждаются в деревенских услугах. Щукино быстро застраивается научно-исследовательскими институтами и жилыми домами, а в 1947 году включается в состав Москвы. Но высокий берег реки в районе бывшей деревни, живописный, как и улица по соседству, все так же привлекает отдыхающих своими пляжами.