Ховринские перезвоны

Ховринские перезвоны, фото

Знаменская церковь в Ховрино

В Ховрине совсем новый, ещё строящийся храм соседствует с храмом с богатой историей.

От великомученика Георгия до Богоматери

Василий Третьяков-Ховрин в XVI веке, будучи владельцем вотчины на реке Лихоборке, возвёл церковь в честь Великомученика Георгия, которая позже, в Смутное время, была сожжена. Собственно, с этого-то пожара и началась многовековая история строительства и перестройки Знаменской церкви. К 1646 году боярин Василий Шереметьев возвёл на этом месте храм Святителя Николая, а почти через 40 лет появилась летняя церковь в честь иконы Божьей Матери «Знамение», которая впоследствии и дала название комплексу. В петровское время владельцами Ховрина стал род Головиных, которые построили неподалёку от церквей усадьбу и переделали Знаменскую церковь в каменную. На протяжении XVIII–XIX веков территория подворья расширялась, переходила из рук в руки внутри этого рода, пока в 1812 году французские солдаты не сожгли дом и не разграбили храмы.

Дань историческому стилю

Первая половина XIX века — не самая удачная для церкви, которую не только до конца не восстановили, но и едва не закрыли. Ситуация переменилась ближе к 1850-м годам.

Облик в неорусском стиле, популярном во 2-й половине XIX века, храм приобрёл при видном промышленнике, статском советнике Евграфе Молчанове. В 1868 году Молчанов пригласил архитектора М. Д. Быковского — ученика швейцарского зодчего Жилярди и директора Московского дворцового архитектурного училища, созданного при Экспедиции кремлёвского строения.

На месте разобранной церкви к 1871 году (Молчанов уже скончался) Быковский возвёл новый храм в духе московского барокко и итальянского ренессанса с элементами византийского орнамента. Пол и стены были отделаны мозаикой, иконостас облицован разноцветным мрамором. Сама конструкция храма — восьмерик на четверике — не просто дань уважения московскому барокко — на контрасте с нагруженным декором она придавала храму динамизм, устремлённость ввысь. В общем, церковь с белокаменным фризом фасадов и четырьмя звонницами, звук колоколов с которых разносился по всей округе, привлекала внимание многих. На рубеже веков она стала местом притяжения людей искусства: так, в 1897 году в ней с Иоанной Рунт венчался поэт-символист Валерий Брюсов. Чуть позже одним из крупных жертвователей в пользу храма стал художник-передвижник Кирилл Викентьевич Лемох.

Ховринские перезвоны  фото

Икона Божией Матери «Скоропослушница»; Церковь Двенадцати Апостолов, 2020 год

«Религия — опиум для народа»

В советское время службы постепенно стали нерегулярными: сперва запретили звонить в колокола под предлогом того, что горожане не слышат новости по радио, потом в 1939 году храм закрыли и отдали помещение под артель. К 1960 году, когда Ховрино стало частью Москвы, его окончательно разгромили — ни стёкол, ни иконостаса, ни разноцветного мрамора. Фабрику закрыли, и храм стал складом для металлолома. Только в 1991 году здание вернули церкви и восстановили буквально из руин. Сегодня в нём можно видеть уцелевшие иконы, а также внутреннее убранство, воссозданное по воспоминаниям и описаниям.

Чуть дальше по улице

Минутах в пятнадцати ходьбы от храма, по той же улице расположилась временная церковь Двенадцати Апостолов. Она, как и другие новые храмы, расположенные за Бульварным кольцом, возведена в рамках проекта строительства церквей «Программа 200». Работы ещё не окончены, но при церкви уже существуют воскресная школа и церковный хор, а прихожане могут принять участие в паломничествах. 

Читайте также

Фильтр