«Курица не птица, Польша не заграница»… При желании вместо Польши подставлялась Болгария, Венгрия и прочие соседи по соцлагерю. Однако расхожая шутка лукавила: и Польша, и Болгария, и Югославия были вполне себе заграницей, и купить что-то «оттуда» очень хотелось. В Москве это можно было сделать, проехав по маршруту «Белград» — «Лейпциг» — «Ядран» с обязательным заездом в «Польскую моду» в Тропарево.
Для вас, женщины
«Креповые носки тогда были в моде. Советская промышленность таких не выпускала. Купить их можно было только на черном рынке» — так начиналась история неудачного бизнеса героя Сергея Довлатова в рассказе «Креповые финские носки». Продолжать список того, чего не выпускала советская промышленность, можно бесконечно, а быть модным хотелось.
Один из вариантов — сшить. Выбор журналов с выкройками вроде бы был внушительным, вплоть до «Моделей ГУМа на каждый день». Однако тут проблемой становилось все: начиная от приобретения миллиметровой бумаги для конструирования лекала и заканчивая покупкой тканей и фурнитуры. Модно — не модно, брали что было. Но если юбку и блузку девочки шили (порой успешно) даже на уроке труда в школе, то пальто или костюм дома так просто не сошьешь. Хотелось покупного, красивого, а если очень повезет, то и импортного.
Модно — не модно, брали что было. Но если юбку и блузку девочки шили (порой успешно) даже на уроке труда в школе, то пальто или костюм дома так просто не сошьешь. Хотелось покупного, красивого, а если очень повезет, то и импортного.
Окна в мира
Как, вообще, из-за «железного занавеса» можно было узнать, что носят в мире? Проще говоря, как захотеть быть модным, если мировая мода до СССР практически не доходила? К счастью, время от времени небольшие «окошки в Европу» все-таки приоткрывались, а иногда и не только в Европу.
Во-первых, народ читал газеты. К примеру, публиковали у нас разгромную статью об «их нравах»: о модных показах, о музыкальных кумирах, да о чем угодно, что плохо. Иногда статьи иллюстрировали фото «ужасных» платьев и костюмов. Было что взять на заметку, хотя прически и детали отделки приходилось рассматривать под лупой.
Во-вторых, удар советскому модному стилю нанес Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году. В столицу СССР приехали молодые люди из разных стран, и на них было просто любопытно посмотреть. Не говоря о том, что оживился черный рынок.
В-третьих, случались и настоящие чудеса. Например, в 1967 году в Москве прошли одновременно Международная выставка одежды и Международный фестиваль мод. Две недели (!) в Сокольниках и в Лужниках можно было увидеть действительно актуальные модели. Да что говорить, если с показом приехал Дом Chanel.
Ну и, конечно, было кино. Немного иностранного, гораздо больше советского, но героинь старались одеть получше. Чего стоят только наряды Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи». Культовым, как сейчас принято говорить, стало черное платье с белой муфтой. Сразу пошли слухи, что наряд сшил сам Диор (хотя его автором был, скорее всего, художник картины Константин Ефимов). А Наталью Селезневу в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» одевал Вячеслав Зайцев — тогда еще совсем молодой модельер (но тренды он всегда четко улавливал).
Экономическая взаимопомощь
В общем, заглянув в большой модный мир через одно из маленьких окошек, люди захотели «одеться». Возможность купить что-то эдакое в Москве была. Прежде всего, здесь существовал «Бермудский треугольник» — ГУМ, ЦУМ, «Детский мир». Кроме того, в Москве работали «Березки» — легендарные магазины, в которых продавали самый настоящий импорт из капстран, но это, что называется, для избранных.
И наконец, в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), куда вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Албания, Монголия, Куба, Вьетнам и на особых правах Югославия. С 1960-х годов СЭВ активизировался — на московских улицах появились венгерские автобусы «Икарус» и чехословацкие мотоциклы «Ява», а за гэдээровской фотопленкой ORWO выстроились очереди. Также в Москве открылись магазины стран соцлагеря.
Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках, 1964 год
Шопинг по-советски
Герой рассказа Виктории Токаревой «Пираты в далеких морях» решил покончить с собой. Он уже принял яд, чувствует приближение смерти, но… «Мне опять что-то мешало. Телефон. Он звонил беспрестанно, как будто испортился контакт. Я протянул руку, нащупал телефон и взял трубку. Я поднес ее к уху и услышал голос Тамары. <…> Она кричала, чтобы я повез ее завтра по всем фирменным магазинам: “Ванда”, “Власта”, “Лейпциг” и “Ядран”. <…> Я уже знал, что не умру. Иначе кто же повезет Тамару по магазинам…»
По воспоминаниям таксистов, работавших в Москве в 1970-1980-е годы, заветный шоп-тур начинался прямо в аэропорту Домодедово, куда прилетали, в частности, из среднеазиатских республик Союза, а также с Дальнего Востока. Оттуда пассажиров везли в «Белград», потом в «Лейпциг» на Академика Варги, потом в «Ядран» в Теплом Стане, а после и в «Польскую моду» на улице 26 Бакинских Комиссаров. Закончить можно было на Полянке, где рядышком стояли «София» и «Ванда». Но это короткий маршрут, потому что были еще «Балатон», «Будапешт», «Прага», «Бухарест». Так что одного дня могло и не хватить.
У каждого из магазинов была своя специализация. Опытные покупатели знали, что во «Власте» надо ухватить бижутерию, в «Лейпциге» — остродефицитное белье с кружевами и детские игрушки, в «Ядране» можно поймать хорошие сапоги, а в «Польской моде» — неплохие кофточки, куртки и плащи. Выросшие в районе «Польки» вспоминают, что иногда там «выбрасывали» косметику, к примеру, непривычные в СССР блески для губ.
Наличие в районе фирменного магазина сразу порождало два непременных атрибута, признака, символа… как ни назови — все будет правильно: очередь и точку перепродаж. Очередь около «Польской моды» стояла всегда, став одной из примет того, что день начался. А широко известной точкой примерки, обмена и спекуляций стал общественный туалет, расположенный прямо тут же, рядом с магазином.
Зачем такая точка была нужна? Все просто. В сборнике «Войлочный век» Татьяна Толстая описала процедуру покупки в деталях: «Кофточки продавались запечатанными в целлофановый пакет. Распечатывать и примерять их было нельзя. Почему — не спрашивайте. По кочану. Сначала купи, а потом и примеряй! <…> Так что женщина сначала билась в очереди, напирая на прилавок, затем выхватывала две кофточки примерного размера, — не подойдет одна, другая сгодится, — и, потная и растрепанная, выпрастывалась из людского моря наружу, на овраги. И там, среди незаасфальтированных ям, распечатывала пакет и мерила на себя кофточку». Не подошло? Можно было спуститься в туалет и обменять там на свой размер. Или перепродать. Или купить что-то, что предлагали местные спекулянты. По слухам, ходовым «туалетным» товаром у «Польки» были капроновые колготки.
После исчезновения СССР звезды магазинов «братских стран» стали закатываться. «Польская мода» осталась магазином одежды, но потеряла и польские «корни», и специфику, осталось только название. А старожилы района нет-нет да и вспомнят, что очередь к «Польке» доходила аж до почты… Да нет, до почты не доходила, разве только до клумбы в начале Бродвея? Ну да, пожалуй, «до Бродвея». Местные поймут.