Во второй половине XIX века облик Переделкина значительно изменился благодаря новому владельцу усадьбы Лукино барону Михаилу Боде-Колычеву. Будучи увлеченным историком, Михаил Львович устроил в Лукине родовой мемориал и семейную крипту, над которой возвел храм во имя своего дальнего родственника — митрополита Московского Филиппа (Колычева).
Побег
Еще в Средние века земли, которые находятся в районе современного Переделкина, были вотчиной боярского рода Колычевых. Церковный подвижник эпохи Грозного митрополит Филипп стал одним из самых ярких представителей этой знатной русской фамилии.
До пострижения в монахи Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) был вполне «системным» человеком. Его отец, высокопоставленный сановник и боярин Степан Иванович, входил в круг приближенных великого князя Василия III. Федор получил прекрасное образование, обучился военному делу и после воцарения малолетнего Ивана IV поступил на службу при царском дворе.
Жизнь Федора круто изменилась в 30 лет. Житие святителя повествует, как однажды за литургией будущий митрополит обратил особое внимание на слова из Евангелия: «Никто не может служить двум господам». Уставший от боярских дрязг и придворных интриг, Федор воспринял это как знамение и решил бежать из Москвы, чтобы посвятить себя служению Богу.
Есть и другая, более прозаичная версия произошедшего. Согласно ей, Федор был вынужден оставить столицу из-за репрессий в отношении Колычевых, которые встали на сторону взбунтовавшегося князя Андрея Ивановича Старицкого. Чтобы избежать преследования, Федор тайно покинул Москву и оказался в итоге в Соловецком монастыре. Здесь он был простым послушником и выполнял крайне непривычную для боярского сына работу — колол дрова, копал землю, трудился на стройке. Через полтора года его постригли в монахи с именем Филипп.
Террор
За годы тяжелой монастырской жизни Филипп снискал репутацию смиренного труженика, молитвенника и аскета. Решением монастырского собора он был избран соловецким игуменом. С этого момента в истории монастыря начался этап расцвета.
Многое из того, что в наши дни видят посетители Соловков, создано еще при Филиппе. Именно он построил сохранившуюся до сих пор сеть водных каналов, осушил болота, обустроил больницу, проложил дороги, установил мельницы и солеварни. При Филиппе были возведены Успенский и Преображенский соборы, а сами Соловки превратились в крупный промышленный и культурный центр.
Ситуация в Москве тем временем становилась все более тревожной. Иван Грозный разделил государство на земщину и опричнину, а его личные гвардейцы — опричники — развернули настоящий террор в отношении собственного народа.
Митрополит Московский Афанасий, не имея возможности противостоять преступной политике царя, был вынужден сложить с себя полномочия и удалиться в Чудов монастырь. На его место избрали архиепископа Казанского Германа, но и он показался опричникам недостаточно гибким.
Тогда царь вызвал в Москву соловецкого игумена Филиппа и предложил ему стать митрополитом Московским и всея Руси. Святитель долго отказывался, он прекрасно знал об участи своих предшественников и тоже не желал мириться с политикой Ивана Грозного. Однако давление со стороны царя, уговоры бояр и увещевания церковных иерархов сделали свое дело — Филипп был вынужден согласиться и дать обещание не вмешиваться в дела опричнины.
Первые полтора года управления русской церковью прошли для Филиппа относительно спокойно. На время утихли массовые казни и зверства царских головорезов. Все переменилось зимой 1568 года, когда в руки Ивана Грозного попали письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Ходкевича к московским боярам с призывом перейти на их сторону. Царь начал новую волну террора и в стремлении наказать заговорщиков казнил всех, кто мог быть причастен к предполагаемому предательству. Помимо князей и бояр, под горячую руку озверевших опричников попадало множество простых людей. Улицы и площади Москвы заполнялись трупами, забирать тела для погребения было запрещено.
Месть
Сначала Филипп пытался вразумить Ивана в личных беседах, но тот стал избегать подобных разговоров. Вскоре на одной из служб в Успенском соборе Кремля святитель отказал царю в благословении и обратился к нему с призывом прекратить истязания невиновных людей. Иван был вне себя от ярости и публично пообещал: митрополит и его «сообщники» пожалеют о том, что осмелились перечить государю.
Реакция Грозного не заставила себя ждать. Уже на следующий день опричники казнили нескольких бояр и начали пытать людей из окружения митрополита, чтобы заставить их оклеветать святителя. Арестовать его самого царь не решался из-за всенародной поддержки. Вместе с тем придворные интриганы всячески пытались склонить Грозного к более решительным действиям в отношении митрополита, который обличал их преступления, мешал разбойничать и незаконно богатеть. Последней каплей стал конфликт в Новодевичьем монастыре, где Филипп сделал замечание опричникам, не снявшим шапки во время чтения Евангелия. Присутствовавший на службе Иван назвал митрополита мятежником и злодеем, после чего инициировал церковный суд над непокорным иерархом.
Специально созданная следственная комиссия собрала показания лжесвидетелей, которые были использованы против него на суде. В ходе процесса Филипп решил отказаться от сана, не дожидаясь судебного постановления. Но упивавшийся местью Грозный не позволил низвергнутому митрополиту уйти просто так и заставил его провести богослужение в Успенском соборе в день архангела Михаила. Царю хотелось срежиссировать публичное низвержение прямо во время праздничной службы.
Во время нее опричник Федор Басманов объявил о снятии Филиппа с кафедры митрополита. С него сорвали облачение и отправили в рваной монашеской рясе под арест в Богоявленский монастырь. Святителя мучили голодом и жаждой, окунали в бочку с фекалиями, держали закованным в цепях и кандалах.
Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Яков Турлыгин, конец XIX век // Памятник святителю Филиппу
Малюта
Опасаясь народной поддержки Филиппа, царь решил поместить его под арест в удаленном тверском Отроч Успенском монастыре. Через год, во время военного похода на Новгород, Грозный отправил к нему своего злейшего опричника Малюту Скуратова, чтобы тот испросил у бывшего митрополита благословения. Филипп отказал, и тогда Малюта схватил подушку и задушил ею непокорного старца. Опричник лично проконтролировал погребение святителя и вернулся к Грозному без благословения.
Существуют разные мнения относительно того, выполнял ли Скуратов приказ царя или же действовал самостоятельно. В любом случае до конца своих дней Малюта оставался любимым опричником Грозного, а после гибели Скуратова его вдове была назначена пожизненная пенсия — небывалая по тем временам привилегия.
Что касается Филиппа, то чуть меньше чем через столетие он был канонизирован Русской церковью, а его мощи перенесли в Успенский собор Кремля. Храмы, освященные во имя Филиппа Московского, есть по всей России. Уже в наши дни возле собора Игоря Черниговского в Ново-Переделкине святителю Филиппу установили памятник рядом с монументом благоверному князю Игорю. Святые жили с разницей в несколько веков, но оба пали жертвой политического противостояния.