Главный конструктор «Москвича»

Главный конструктор «Москвича», фото

Александр Андронов, главный конструктор

Александр Андронов — одна из самых влиятельных фигур в советском автомобилестроении. Более 20 лет он был главным конструктором того самого завода в Печатниках, который выпускал «Москвичи».

Александр Андронов стоял у истоков четырёх автомобильных заводов: АЗЛК, Иж, ВАЗ и ЗАЗ. Он родился в Пскове в семье инженера, специалиста в области электротехники Шарля Мазюи — выходца из Бельгии. Однако отец умер, когда Александр был ещё мальчиком. Его мать Мария Шебальская вышла замуж второй раз за Фёдора Андронова, который усыновил маленького Александра и его брата. Александр увлёкся техникой довольно рано, после окончания школы он поступил в Автомобильно-дорожный техникум при Мособлдортрансе. Несколько лет спустя он попадает на работу в НАТИ — Научный автотракторный институт (современный НАМИ). Начинал с должности простого водителя-испытателя, потом перспективного молодого человека перевели в техники, начали доверять всё более сложные задания, а перед началом Великой Отечественной войны Андронов занял должность инженера-конструктора.

Летом 1944-го Андронова назначают начальником экспериментального цеха на автомобильный завод им. КИМ. После войны завод перепрофилировали на выпуск малолитражек, а Андронов получил повышение — его назначили ведущим конструктором ОГК завода, который уже стал называться МЗМА. Дальше Андронов довольно быстро становится заместителем, исполняющим обязанности и, наконец, главным конструктором предприятия. Эту должность он занимает до выхода на пенсию в 1972 году.

Пик успеха «Москвичей» приходится именно на время, когда конструкторское бюро предприятия возглавлял Андронов. Он придерживался принципа, что технические решения у автомобилей-иномарок заимствовать можно, а вот копировать в точности, как вначале требовал Сталин, — только в крайнем случае. Именно Андронова назначили ответственным за разработку микролитражного автомобиля — будущего «Запорожца», основой которого являлся FIAT-600. Несмотря на нехватку кадров, главный конструктор АЗЛК с задачей справился. После ЗАЗ Андронов принимал участие и в становлении предприятия Иж, на котором стали дублировать выпуск «Москвичей».

Общеизвестно, что Андронов не боялся отстаивать свою точку зрения перед высшими чинами и говорил на равных даже с руководством страны. Критиковал, но аргументированно и конструктивно. Подобным поведением он нажил себе если не врагов, то, во всяком случае, недоброжелателей, как в руководстве предприятия, так и в министерстве автомобильной промышленности. Одна из самых ярких и громких историй, в которой Андронов проявил свою непоколебимость, — это история с подписанием контракта между советским правительством и итальянским концерном FIAT о строительстве ВАЗа. Андронов поехал в составе делегации техническим экспертом и после вполне успешных переговоров отказался подписывать документы, утверждая, что в автомобиле, который предлагали итальянцы, устаревший двигатель. Спорить ему пришлось не только с итальянцами, но и с министром автомобильной промышленности СССР. В итоге для будущих «Жигулей» был получен новый мотор.

За свою жизнь Александр Андронов принимал участие в создании нескольких десятков различных легковых автомобилей. Все они за небольшим исключением были запущены в серийное производство. Последним «Москвичом», разработкой которого занимался Андронов, стала модель «2140», которая была поставлена на конвейер уже после его ухода.

Как говорит автомобильный историк Сергей Ионес, двум людям с выраженными лидерскими качествами и недюжинным характером — «красному директору» Валентину Коломникову и «инженеру-интеллигенту» Александру Андронову — сложно было ужиться. Главный конструктор АЗЛК вышел на пенсию по состоянию здоровья, но, по одной из версий, до такого состояния его довело «сотрудничество» с Коломниковым.

Читайте также