Ефим Кухмистеров: революционер-железнодорожник

Ефим Кухмистеров: революционер-железнодорожник, фото

Улица Кухмистерова

В Москве сохранилось много топонимов, связанных с лидерами и активными участниками революционного движения. Иногда эти названия уже ничего не говорят москвичам — имена прежних героев почти забыты. Отчасти это справедливо и по отношению к улице Кухмистерова в районе Печатники.

Будем честны: имя Ефима Фёдоровича Кухмистерова по известности не стоит в одном ряду с лидерами революции 1917 года. Тем не менее его вклад в революционное дело — весомее, чем у иных большевиков, увековеченных в московских топонимах.

О детстве Кухмистерова известно немного. Согласно «Советской исторической энциклопедии», он родился в 1881 году в Жиздринском уезде Калужской губернии в семье крестьянина. Оттуда, повзрослев, молодой человек отправился в Москву, а точнее — в подмосковное на тот момент Люблино. Там набирали рабочих на Московско-Курскую железную дорогу. Кухмистеров устроился на станцию Депо, работал молотобойцем в вагоноремонтных мастерских.

Посёлок, в котором жил Кухмистеров, назывался Китаевским — по имени купца 2-й гильдии Николая Фёдоровича Китаева. В начале XX века он выстроил дачи неподалёку от имения Люблино, которое тогда принадлежало сыну известного мецената и почётного гражданина Москвы Конона Никоновича Голофтеева. Рядом находилась и железнодорожная платформа Люблино. Районы вокруг усадьбы Голофтеева даже при его сыне Николае Кононовиче считались модными дачными местами, отдых в которых не мог себе позволить простой люд. Впрочем, Китаевский посёлок, конечно, уступал более престижным дачам в Люблине. Да и сам район постепенно начал заселяться рабочими.

Свой революционный настрой Кухмистеров начал проявлять ещё после Первой русской революции 1905–1907 годов. Молотобоец организовал подпольный кружок большевиков. Всё как полагается — с конспиративной квартирой в Люблине (там же Кухмистеров уже в годы Первой мировой вёл антивоенную пропаганду) и связями с другими подобными ячейками на Казанской и Московско-Киевской дорогах.

В 1912 году Кухмистеров официально вступил в ряды РСДРП(б), а его марксистский кружок рабочих Московско-Курской дороги только расширялся. Благодаря своему авторитету, после Февральской революции 1917 года он был выдвинут в члены созданного Московского совета рабочих депутатов. В том же году Кухмистеров стал председателем профсоюза железнодорожников Москвы.

С тех пор он становится активным деятелем революционного движения. Кухмистеров организовывал тайные доставки оружия московским рабочим из Тулы. Он ездил в Петроград, чтобы вручить требование о повышении зарплаты министру путей сообщения. Уже после октябрьского переворота, в ходе Гражданской войны, железнодорожник побывал на Южном фронте, где служил комиссаром по военным сообщениям, затем несколько лет провёл на Украине, где выполнял поручения партии.

В 1922 году Кухмистеров умер в Москве. Ему был 41 год. Некоторые источники сообщают, что он скончался от ранения. Однако в издании Московского комитета РКП(б) «Братская могила» за 1923 год приводятся другие данные. В книге, где даны воспоминания о погибших революционерах, указано, что Кухмистеров, бывший доселе очень крепким человеком, от физического истощения заболел туберкулёзом и не смог его побороть.

Имя умершего железнодорожника было почти тут же увековечено в названии Китаевского посёлка — он стал Кухмистеровским. В 1939 году посёлок вошёл в состав города Люблина (но на картах указывался как самостоятельный населённый пункт). А в 1960 году и само Люблино вместе с посёлком стали частью Москвы. Существующая до сих пор улица Кухмистерова появилась в 1972 году, но некоторые источники указывают, что ещё раньше неподалёку находилась улица с аналогичным названием, задавленная массовой застройкой. 

Читайте также

Фильтр