Физика, лирика и микроэлектроника: рождение Зеленограда

Физика, лирика и микроэлектроника: рождение Зеленограда, фото

Историю Зеленограда традиционно отсчитывают от 3 марта 1958 года. В этот день вышло постановление Совета Министров СССР, которое дало старт строительству города. Еще не было улиц и домов, не было школ и магазинов, еще стояли деревни Савелки, Матушкино и Крюково, но за каждым пунктом постановления, казалось, уже видна картина светлого будущего. Хотя до настоящего рождения первого города-спутника Москвы оставалось еще как минимум пять лет.

За четкими и лаконичными формулировками постановления Совмина в действительности стоит долгая история архитектурных поисков, жарких споров, противостояния градостроительных концепций и даже политических игр. Казалось бы, идея простая: разросшуюся Москву предстояло расселить и сделать это так, чтобы людям было удобно. Но рождалась она в творческих муках, и процесс растянулся даже не на годы, а на десятилетия.

Новые города для новых людей

«В целях рассредоточения населения
города Москвы принять предложение
<…> Госстроя СССР о строительстве
в 1959-1963 гг. в пригородной зоне Москвы,
в районе станции Крюково Октябрьской
железной дороги, нового города
с населением 65 тысяч человек».

Из постановления Совета Министров СССР

Начать придется издалека, с 1920-х годов. Эпоха конструктивизма была временем настоящей творческой свободы и нестандартных идей. Некоторые из них воплощались в жизнь, некоторые оставались на бумаге, но вызывали жаркие споры.

В 1930 году громко заявила о себе группа так называемых дезурбанистов. Самыми яркими ее представителями стали автор Дома Наркомфина на Новинском бульваре архитектор Моисей Гинзбург и социолог и теоретик градостроения Михаил Охитович. Они полагали, что в будущем города исчезнут, и без них жизнь станет удобнее. Дезурбанизированная страна будет представлять собой сеть дорог, в местах пересечения которых расположатся промышленные предприятия. А вдоль дорог выстроятся мобильные дома-ячейки: надоело жить на одном месте— легко можно переехать на другое.

Группа архитекторов во главе с Гинзбургом, руководствуясь этими принципами, спроектировала в пригороде Москвы Зеленый город и представила эскизы на конкурс, объявленный в 1930 году. Зеленый город (по совпадению или нет так созвучный с современным Зеленоградом) должен был стать местом отдыха москвичей. Проект города являлся идеалом дезурбанистов: полотно дороги, вдоль которой разбиты парки, мобильные дома и огромные общественные пространства для отдыха. По проекту Гинзбурга в совершенные Зеленые города переехала бы часть москвичей, и столица бы постепенно «рассосалась»: зачем сохранять городскую среду, если архитекторы придумали комфортное пространство для работы и отдыха?

Превратить в Зеленый город всю Москву предлагал и французский архитектор Ле Корбюзье, который считал, что радиально-кольцевая структура столицы устарела безнадежно и Москва должна стать городом-садом, состоящим из небоскребов и парков. В том же 1930 году, когда родился проект Зеленого города, Ле Корбюзье предложил концепцию города Лучезарного: футуристического пространства, разделенного на рабочую, жилую и рекреационную зоны, в котором нет замкнутых дворов-колодцев и плохо освещенных кварталов. Что ж, до воплощения в жизнь идеи удобного города оставалось каких-то 30 лет.

Физика, лирика и микроэлектроника: рождение Зеленограда  фото

Французский архитектор Ле Корбюзье

Город, где есть все

«При проектировании и строительстве
нового города исходить из
следующих положений:
а) застройку города осуществлять
четырехэтажными домами
с земельными участками при них <…>;
в) в городе должны быть все
необходимые культурно-бытовые,
коммунальные, торговые и другие
учреждения и предприятия».

 

Это сегодня для нас очевидно: города должны быть не только красивыми, но и комфортными. Но такие идеи главенствовали далеко не всегда.

На смену конструктивизму в 1930-е пришла концепция «города-ансамбля», своеобразной парадной витрины первого коммунистического государства. Образцом, конечно же, стала бы Москва, она должна была заново вырасти вокруг грандиозного Дворца Советов. Авторов проекта не останавливало даже то, что ряд исторических зданий, к примеру, музей им. Пушкина, пришлось бы перенести. Дворец так и не был построен, и проект забылся на фоне военных тягот. Послевоенные 1940-е стали эпохой торжества монументальных сооружений, символизирующих величие народа-победителя. О том, что людям надо жить удобно, мало кто думал: на окраинах вырастали бараки, вокруг промышленных предприятий — унылые общежития.

Сталинский ренессанс в архитектуре перечеркнула хрущевская оттепель, которая принесла непримиримую борьбу с архитектурными «излишествами». Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сформулировало проблему четко: двигаться вперед мешал отрыв архитектуры от насущных задач строительства. Виновные были обличены в том же постановлении: «Союз советских архитекторов СССР не уделял должного внимания вопросам массового строительства и не направлял архитекторов — членов Союза на активное участие в разработке типовых проектов». Стало понятно, что будущее за типовыми городами. Пусть без декоративных колонн и ордеров, зато с достаточным количеством жилых домов, школ, магазинов и библиотек. Так, к концу пятой пятилетки (1951-1955 гг.) в Москве было построено более четырех миллионов кв. м жилья. Но столица требовала больше.

В отчетной речи на XX съезде КПСС Хрущев еще раз обозначил генеральную линию в градостроительстве: крупные города, такие как Москва, Ленинград и Киев, больше расти не должны. А для этого надо, во-первых, перестать привлекать приезжих, а во-вторых, рассредоточить население советских мегаполисов по «небольшим благоустроенным городкам» — городам-спутникам. Туда же надо было перенести и часть предприятий, чтобы создать рабочие места. И конечно, все это предстояло построить без пресловутых излишеств, которые Хрущев в свойственной ему манере назвал «бессмысленным украшательством в угоду дурному вкусу некоторых архитекторов».

По первоначальному плану города-спутники Москвы с населением от 50 до 100 тысяч человек собирались построить в районе Красной Пахры, Яхромы, на базе поселений Михнево, Каменка и других. При их проектировании учитывали зарубежный опыт, в частности, соотношение эксплуатационных и строительных расходов.

В русле идей, высказанных Хрущевым, в 1958 году началась история первого и, как потом выяснилось, на долгое время единственного города-спутника Москвы — Зеленограда.

Физика, лирика и микроэлектроника: рождение Зеленограда  фото

Николай Злобин, Игорь Рожин

Город будущего, где все по-настоящему

«Строительство города должно осуществляться
передовыми индустриальными методами,
с применением типовых проектов жилых,
гражданских и промышленных зданий,
а также с применением типовых сборных
строительных конструкций и деталей».

Города-спутники Москвы планировалось строить двух видов: ближние — на расстоянии 25 км от границ города — и дальние — отстоящие от столицы на 50 км. Но для первого сателлита был выбран промежуточный вариант — чуть более 35 км от границ Москвы. На выделенном под будущий город месте находилось несколько населенных пунктов, в том числе Старое Малино, Савелки, Матушкино, Ржавки и станция Крюково. Поселки и деревни в процессе строительства снесли, но их названия остались в наименованиях современных районов Зеленограда. В черту города вошли также Крюковское шоссе, соединявшее станцию Крюково с Ленинградским шоссе (теперь это участок Панфиловского проспекта в старой части города) и аэродром ДОСААФ на месте нынешнего 4-го микрорайона Зеленограда.

У Зеленограда было несколько отцов-основателей, определивших его облик. Предварительный проект разрабатывала группа архитекторов под руководством П. Помазанова, который много лет руководил мастерской лесопаркового защитного пояса. Может быть, поэтому эскиз будущего города получился таким экологичным — оставались нетронутыми существовавшие лесные массивы, а в центре города был запланирован искусственный водоем. В итоге получилось даже лучше: в 1-м микрорайоне Зеленограда сохранили обширный естественный пруд Быково болото.

Свое название Зеленоград получил 15 января 1963 года. Выбор был очевиден— город действительно утопает в зелени. Однако у первых жителей в паспортах стояла прописка: Спутник, ст. Крюково (одноименный поселок Крюково присоединили к Зеленограду в 1987 году). Рассматривали также вариант названия «Панфилов», но такой город в СССР уже был.

Автором основного проекта застройки будущего города стал Игорь Рожин — профессор, народный архитектор СССР и один из разработчиков проекта Дворца Советов. В его эскизах просматриваются черты так называемого города-сада. Концепция таких поселений появилась в начале XX века в Англии. Социолог-утопист Эбенизер Говард предложил схему идеального города, в центре которого — обширный парк, далее — малоэтажная жилая зона со свободной планировкой, а на периферии — промышленные предприятия. Архитекторы группы Рожина старались максимально сохранять естественный рельеф местности и островки зелени. Деление на микрорайоны, также предложенное Рожиным, должно было удобно связать для будущих зеленоградцев дом, работу и места отдыха. В каждом микрорайоне строились школы, детские сады, магазины, кафе, стадионы и так далее — все, что нужно для комфортной жизни.

Дома здесь поначалу возводили четырехэтажные — больше было и не нужно для населения 65 тысяч человек. Но уже в 1970-е стали возводить 9- и 14-этажные здания, просчитывали возможность строительства шестнадцатиэтажек. Были и более смелые проекты 17- и 22-этажных башен (по советским меркам), реализованные уже позже. Проверку на практике в Зеленограде проходили новые методы строительства. К примеру, именно здесь зародился бригадный подряд. Одним из местных ударников производства, который стал известен во всей стране, был бригадир треста «Зеленоградстрой» дважды Герой Социалистического Труда Николай Злобин.

Система микрорайонов, предложенная Игорем Рожиным, сохраняется в Зеленограде и сегодня. Город разделен на пять районов (муниципальных округов), включающих 22 микрорайона (один строится и один в проекте), пять промышленных и две коммунальные зоны, Зеленоградский лесопарк и несколько отдельных населенных пунктов. 13-го микрорайона нет — местные жители называют так кладбище. Нумерация домов в городе тоже кажется необычной: здешний адрес звучит как «Зеленоград, 1113», то есть «одиннадцать — тринадцать». 11 — это номер микрорайона, 13 — номер дома.

Группа Рожина осуществила первоначальный этап работ, но масштаб был большой, поэтому решили привлечь дополнительные силы. Так среди авторов проекта Зеленограда появился Игорь Покровский, заслуженный архитектор России. Как признавался позже сам Покровский, за работу он взялся без особого энтузиазма, понимая, что трудиться предстоит бок о бок с мэтром Рожиным. Но группа Покровского выиграла конкурс, представив проект Научного центра (местные жители называют его «клюшка-шайба»), и пришлось переезжать. Многие здания, которые сегодня определяют облик города, были спроектированы именно Покровским и его группой. И хотя Зеленоград — город молодой, ему еще не исполнилось и ста лет, здесь есть на что посмотреть.

Дом-флейта

Один из немногих жилых домов Зеленограда, построенных по индивидуальному проекту. Долгое время был самым длинным домом Москвы — 516 м.

Авторы, архитекторы Феликс Новиков, Игорь Покровский и Григорий Саевич, приподняли дом на опорах, чтобы жителям не пришлось обходить полукилометровую «флейту». Покровский вспоминал, что в процессе строительства дом имел куда менее романтичное прозвище — строители окрестили его по имени одного из авторов «колбасой Феликса».

Здание префектуры Зеленограда

Необычное здание, построенное по проекту архитектора Анатолия Климочкина, поражает разнообразием форм, словно сложенных в прихотливую, но гармоничную конструкцию. Здание отделано мрамором, гранитом и травертином, но «архитектурным излишеством» такая отделка совсем не выглядит.

Физика, лирика и микроэлектроника: рождение Зеленограда  фото

Культурный центр «Зеленоград»

Среди авторов этого сложного проекта— Игорь Покровский и Борис Зархи. Здание обширное. В нем есть киноконцертный и театральный залы, выставочный зал, аудитории, и сверху все это «культурное пространство» накрывает треугольный стеклянный купол. 

Московский институт электронной техники (МИЭТ)

При строительстве института архитекторы отталкивались от идеи здания политехнического университета в Хельсинки. Так же, как в столице Финляндии, учебные корпуса, библиотека и спортивные залы МИЭТ объединены в большой комплекс. Особой гордостью здания является барельеф «Становление человека разумного» Эрнста Неизвестного. Скульптору заказали произведение площадью 300 кв. м, но у него получилось 970 кв. м. Неизвестный готов был сделать полотно в шесть раз больше, если бы разрешили установить его снаружи. Однако и без того грандиозный барельеф все-таки убрали внутрь здания.

Электронный рай

«На территории города должны быть выделены
специальные зоны для строительства
предприятий, обслуживающих г. Москву,
а также для размещения промышленных
предприятий (безвредных в санитарном отношении),
вывозимых из переуплотненных районов г. Москвы».

Мы помним, что концепция города-спутника предполагала не только комфортные дома и разумно спроектированную инфраструктуру, но и перевод сюда промышленных предприятий. С этим в Зеленограде возникли некоторые сложности. Предприятия просто не хотели сюда переезжать. «В начале строительства возникла проблема: город-спутник мог превратиться в город-спальню, в котором бы люди жили, а ездили на работу в Москву. Такой вариант был нежелательным. Уже три года велось строительство. Сооружались инженерные коммуникации, водозаборные узлы, очистные сооружения, построили даже первый жилой микрорайон. Но ни одно предприятие не желало сюда перебазироваться», — вспоминал Игорь Рожин.

Местная промышленность здесь была, но, условно говоря, несерьезная. С 1936 года в деревне Жилино работала фабрика елочных игрушек, которая позже стала стеклодувной фабрикой, а в 1947 году переехала в Крюково. На новом месте родилась известная на весь Союз фабрика по выпуску стеклянных пуговиц. Здесь же производили бисер и стеклярус. Производство вроде бы чуть ли не кустарное, но стеклянные пуговицы в конце 1960-х были на пике моды, и фабрика отправляла продукцию по всему СССР.

В западной зоне города планировали разместить ряд предприятий легкой и приборостроительной промышленности: фабрику мягкой игрушки, полиграфический, приборостроительный и другие комбинаты. Было время, когда думали, что Зеленоград превратится в аналог города невест Иваново. Но в 1962 году строящийся город по инициативе председателя Государственного комитета по электронной технике Александра Шокина был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники. Недаром и сегодня Зеленоград называют российской «Силиконовой долиной». Первым директором комплексного Научного центра в 1963 году был назначен конструктор радиолокационных систем Федор Лукин. Сегодня в Зеленограде работает более 20 предприятий, так или иначе связанных с электроникой и производящих все — от пластиковых карт до систем космического назначения. 

Читайте также

Фильтр