Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой

Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой, фото

Евангельские христиане-баптисты

В 11-м микрорайоне Зеленограда, входящем в район Силино, стоит внушительное здание с большим крестом на фасаде цилиндрической формы. Это молитвенный дом евангельских христиан-баптистов, одной из самых распространенных в России ветвей протестантизма.

Конфессия евангельских христиан-баптистов возникла в результате слияния двух близких по догматике протестантских деноминаций: собственно, евангельских христиан и баптистов. Точная дата ее образования — вопрос спорный. Сами евангельские христиане-баптисты говорят о 1867 годе, когда был крещен «пионер» русских баптистов Никита Воронин. Официально церковь появилась в 1944 году. Истоки же следует искать именно в середине XIX века, когда в Российской империи был настоящий всплеск богоискательства. В южных губерниях протестантские идеи распространялись невероятными темпами, особенно активно — на Украине, где жило немало потомков немецких колонистов, а также в Закавказье. Верующие искали пути к Богу, а официальная церковь, сросшаяся с государством, не давала ответов на многочисленные вопросы.

Религиозная деноминация — особый тип религиозной организации в христианстве, которая занимает промежуточный характер по отношению к секте и церкви.

Штундисты

На юге Украины возникло, а потом распространилось на другие губернии религиозное движение штундизм (от немецкого Stunde — час, час для толкования и изучения Библии). Его последователями были преимущественно крестьяне, которые приходили на собрания к немецким баптистам и учились читать и понимать Библию. Сложные церковные обряды и богослужение на церковнославянском отходили для верующих на второй план. «За короткий срок штундистские кружки появились во многих деревнях и селах Одесщины, а отсюда распространились и на Киевщину, где главными вестниками Христа были Иван Лясоцкий, Герасим Балабан и братья Цыбульские. Православный орган — “Киевские епархиальные известия” — в 1878 г. сообщал, что в Киевской губернии имеются деревни, в которых не осталось ни одного православного — все перешли в штундизм», — писал проповедник Александр Карев.

Штундистов стали преследовать незамедлительно: их арестовывали и ссылали, против штундистов выпускались и простые агитационные брошюры, и научные богословские сочинения. В одной из таких брошюр, например, дед Пахом учит молодого кузнеца: «Вы рождены православными родителями, воспитаны в православной вере, но соблазнены германцами, пляшете под германскую дудку и даже внешне стали похожими на германцев». Преклонение перед чужеземным — главное обвинение в адрес штундистов.

Репрессии ужесточились с приходом на пост обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева (Лесков метко называл его Лампадоносцевым). В 1894 году Комитет Министров выпустил постановление, за которым последовал циркуляр Министерства внутренних дел «О признании штунды особо вредною сектою и о воспрещении собраний штунды». Верующих ссылали, порой у них отбирали детей, чтобы воспитывать в православных традициях. К концу XIX века штундизм постепенно сошел на нет и стал частью русского баптизма, конфессии более систематизированной.

Евангельские христиане

Протестантизм на рубеже XIX-XX веков в России приживался успешно, причем это относится к большинству его разновидностей. В 1874 году в Петербург приехал с религиозной миссией лорд Гренвил Уолдигрейв, барон Редсток — бывший военный, сменивший службу на миссионерскую деятельность. Он увлек проповедями высший свет — например, министра путей сообщения графа Бобринского и церемониймейстера императорского двора графа Корфа. В итоге возникло движение евангельских христиан, которое возглавил граф Василий Александрович Пашков. К баптистам они были близки, но до некоторого времени между ними существовали различия.

Так, евангельские христиане поначалу крестили детей. У баптистов же сознательное крещение во взрослом возрасте — один из основных принципов. Евангельские христиане поначалу исповедовали арминианство — принцип свободы воли. Баптисты же в этом смысле ближе к кальвинистам и верят в предопределение. Евангельские христиане допускали к своим богослужениям всех желающих, а баптисты — только единоверцев.

В 1910-1911 годах новый лидер движения, Иван Степанович Проханов (двоюродный дед нашего современника, известного публициста Александра Проханова — ред.), провел реформу вероучения. Евангельские христиане оформили главные принципы веры и стали гораздо ближе к баптистам. На Втором съезде евангельских христиан был принят свод положений, разработанный Прохановым, — «Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан». Он принял принцип сознательного крещения, но не отказался от полемики с кальвинистским предопределением. Однако эти различия оказались несущественными как для евангельских христиан, так и для баптистов. И созданный в 1911 году Всероссийский Союз Евангельских Христиан (ВСЕХ) вошел во Всемирный баптистский альянс. Тем не менее евангельские христиане долгое время оставались автономными, да и баптисты, которых в России было в несколько раз больше, чем евангельских христиан, на сближение не шли.

Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой  фото

Гренвил Огастес Уильям Уолдигрейв, 3-й барон Редсток (1833-1913), английский религиозный деятель, протестантский миссионер // Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (прохановцев), 1927 год. В центре — И. С. Проханов, крайний слева — А. В. Карев

После революции

Российские баптисты, пятидесятники и другие религиозные общины в первые годы советской власти получили значительную свободу. Во-первых, при старом режиме их преследовали не меньше, чем социалистов. Во-вторых, принцип коллективного труда был близок и большевикам, и евангелистским конфессиям. Проханов даже разработал проект строительства в Алтайском крае города Евангельска, где жили бы и благоденствовали евангельские христиане и баптисты.

К концу 1920-х годов идиллии пришел конец. Самую известную сельскохозяйственную общину «Вифания» разогнали как «лжеколхоз», Проханов эмигрировал — уехал в 1928 году для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто и в СССР уже не вернулся. Власти постоянно держали «сектантов» в фокусе внимания: «Деятельность сектантства характеризуется, с одной стороны, непрекращающейся антисоветской агитацией, с другой — внутренней борьбой между отдельными сектами, как-то: евангелистов с баптистами, баптистов с молоканами и т. д.», — сказано в записке ОГПУ от 1928 года. Во время Большого террора, по данным НКВД, более 50 тысяч «сектантов» были репрессированы.

В 1944 году произошло историческое событие. Для того чтобы упростить процесс регистрации религиозного объединения, две деноминации объединились и создали Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Это был необходимый компромисс с властью. Но даже официальная регистрация не избавила верующих от преследований, которые возобновились с новой силой в середине 1960-х годов. Тем не менее в вопросах вероучения объединение пошло на пользу. Доктринальные разногласия были устранены, евангельские христиане-баптисты договорились о принципе свободы воли, а эта деноминация (уже в 1990-х) получила широкое распространение на территории бывшего СССР и добилась международного признания.

Церковь евангельских христиан-баптистов появилась в Зеленограде в 1989 году — власти согласились ее зарегистрировать после десятилетия бесплодных попыток. Сначала верующие собирались в обычной квартире в 5-м микрорайоне, потом им выделили дом в деревне Назарьево, но параллельно подбирали участок для строительства полноценной церкви. Автором проекта здания стал Игорь Покровский, один из авторов проекта Зеленограда.

Читайте также

Технополис «Москва»

25 августа 2023

Все, кроме моря 

25 августа 2023

Фильтр