Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой

Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой, фото

Евангельские христиане-баптисты

В 11-м микрорайоне Зеленограда, входящем в район Силино, стоит внушительное здание с большим крестом на фасаде цилиндрической формы. Это молитвенный дом евангельских христиан-баптистов, одной из самых распространенных в России ветвей протестантизма.

Конфессия евангельских христиан-баптистов возникла в результате слияния двух близких по догматике протестантских деноминаций: собственно, евангельских христиан и баптистов. Точная дата ее образования — вопрос спорный. Сами евангельские христиане-баптисты говорят о 1867 годе, когда был крещен «пионер» русских баптистов Никита Воронин. Официально церковь появилась в 1944 году. Истоки же следует искать именно в середине XIX века, когда в Российской империи был настоящий всплеск богоискательства. В южных губерниях протестантские идеи распространялись невероятными темпами, особенно активно — на Украине, где жило немало потомков немецких колонистов, а также в Закавказье. Верующие искали пути к Богу, а официальная церковь, сросшаяся с государством, не давала ответов на многочисленные вопросы.

Религиозная деноминация — особый тип религиозной организации в христианстве, которая занимает промежуточный характер по отношению к секте и церкви.

Штундисты

На юге Украины возникло, а потом распространилось на другие губернии религиозное движение штундизм (от немецкого Stunde — час, час для толкования и изучения Библии). Его последователями были преимущественно крестьяне, которые приходили на собрания к немецким баптистам и учились читать и понимать Библию. Сложные церковные обряды и богослужение на церковнославянском отходили для верующих на второй план. «За короткий срок штундистские кружки появились во многих деревнях и селах Одесщины, а отсюда распространились и на Киевщину, где главными вестниками Христа были Иван Лясоцкий, Герасим Балабан и братья Цыбульские. Православный орган — “Киевские епархиальные известия” — в 1878 г. сообщал, что в Киевской губернии имеются деревни, в которых не осталось ни одного православного — все перешли в штундизм», — писал проповедник Александр Карев.

Штундистов стали преследовать незамедлительно: их арестовывали и ссылали, против штундистов выпускались и простые агитационные брошюры, и научные богословские сочинения. В одной из таких брошюр, например, дед Пахом учит молодого кузнеца: «Вы рождены православными родителями, воспитаны в православной вере, но соблазнены германцами, пляшете под германскую дудку и даже внешне стали похожими на германцев». Преклонение перед чужеземным — главное обвинение в адрес штундистов.

Репрессии ужесточились с приходом на пост обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева (Лесков метко называл его Лампадоносцевым). В 1894 году Комитет Министров выпустил постановление, за которым последовал циркуляр Министерства внутренних дел «О признании штунды особо вредною сектою и о воспрещении собраний штунды». Верующих ссылали, порой у них отбирали детей, чтобы воспитывать в православных традициях. К концу XIX века штундизм постепенно сошел на нет и стал частью русского баптизма, конфессии более систематизированной.

Евангельские христиане

Протестантизм на рубеже XIX-XX веков в России приживался успешно, причем это относится к большинству его разновидностей. В 1874 году в Петербург приехал с религиозной миссией лорд Гренвил Уолдигрейв, барон Редсток — бывший военный, сменивший службу на миссионерскую деятельность. Он увлек проповедями высший свет — например, министра путей сообщения графа Бобринского и церемониймейстера императорского двора графа Корфа. В итоге возникло движение евангельских христиан, которое возглавил граф Василий Александрович Пашков. К баптистам они были близки, но до некоторого времени между ними существовали различия.

Так, евангельские христиане поначалу крестили детей. У баптистов же сознательное крещение во взрослом возрасте — один из основных принципов. Евангельские христиане поначалу исповедовали арминианство — принцип свободы воли. Баптисты же в этом смысле ближе к кальвинистам и верят в предопределение. Евангельские христиане допускали к своим богослужениям всех желающих, а баптисты — только единоверцев.

В 1910-1911 годах новый лидер движения, Иван Степанович Проханов (двоюродный дед нашего современника, известного публициста Александра Проханова — ред.), провел реформу вероучения. Евангельские христиане оформили главные принципы веры и стали гораздо ближе к баптистам. На Втором съезде евангельских христиан был принят свод положений, разработанный Прохановым, — «Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан». Он принял принцип сознательного крещения, но не отказался от полемики с кальвинистским предопределением. Однако эти различия оказались несущественными как для евангельских христиан, так и для баптистов. И созданный в 1911 году Всероссийский Союз Евангельских Христиан (ВСЕХ) вошел во Всемирный баптистский альянс. Тем не менее евангельские христиане долгое время оставались автономными, да и баптисты, которых в России было в несколько раз больше, чем евангельских христиан, на сближение не шли.

Евангельские христиане-баптисты: люди, объединенные верой  фото

Гренвил Огастес Уильям Уолдигрейв, 3-й барон Редсток (1833-1913), английский религиозный деятель, протестантский миссионер // Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (прохановцев), 1927 год. В центре — И. С. Проханов, крайний слева — А. В. Карев

После революции

Российские баптисты, пятидесятники и другие религиозные общины в первые годы советской власти получили значительную свободу. Во-первых, при старом режиме их преследовали не меньше, чем социалистов. Во-вторых, принцип коллективного труда был близок и большевикам, и евангелистским конфессиям. Проханов даже разработал проект строительства в Алтайском крае города Евангельска, где жили бы и благоденствовали евангельские христиане и баптисты.

К концу 1920-х годов идиллии пришел конец. Самую известную сельскохозяйственную общину «Вифания» разогнали как «лжеколхоз», Проханов эмигрировал — уехал в 1928 году для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто и в СССР уже не вернулся. Власти постоянно держали «сектантов» в фокусе внимания: «Деятельность сектантства характеризуется, с одной стороны, непрекращающейся антисоветской агитацией, с другой — внутренней борьбой между отдельными сектами, как-то: евангелистов с баптистами, баптистов с молоканами и т. д.», — сказано в записке ОГПУ от 1928 года. Во время Большого террора, по данным НКВД, более 50 тысяч «сектантов» были репрессированы.

В 1944 году произошло историческое событие. Для того чтобы упростить процесс регистрации религиозного объединения, две деноминации объединились и создали Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Это был необходимый компромисс с властью. Но даже официальная регистрация не избавила верующих от преследований, которые возобновились с новой силой в середине 1960-х годов. Тем не менее в вопросах вероучения объединение пошло на пользу. Доктринальные разногласия были устранены, евангельские христиане-баптисты договорились о принципе свободы воли, а эта деноминация (уже в 1990-х) получила широкое распространение на территории бывшего СССР и добилась международного признания.

Церковь евангельских христиан-баптистов появилась в Зеленограде в 1989 году — власти согласились ее зарегистрировать после десятилетия бесплодных попыток. Сначала верующие собирались в обычной квартире в 5-м микрорайоне, потом им выделили дом в деревне Назарьево, но параллельно подбирали участок для строительства полноценной церкви. Автором проекта здания стал Игорь Покровский, один из авторов проекта Зеленограда.

Читайте также