Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим северо-восточную часть Таганского района. Эти места хороши тем, что по ним можно проследить историю Москвы (да и всей страны) на долгие века назад. От Андрея Рублёва до Андрея Сахарова, от икон до бандитских сериалов начала 2000-х, от палат до панелек.
Длина маршрута — 4,1 км, 6 000 шагов.
Начнём сегодняшнюю прогулку с осмотра (1) палат боярина Матюшкина, изначально построенных в 1680-х гг. Здание в дальнейшем неоднократно перестраивалось, так в начале XIX века к палатам был пристроен ампирный портик с шестью ионическими колоннами, который совсем не ассоциируется с сооружением под названием «палаты».
Палаты боярина Матюшкина. Фото: А. Каменских
Перед палатами до XX века находился общедоступный Потешный сад. На месте него сейчас находится «сталинка» 1940-х годов, которая достаточно нагло скрывает фасад палат от прохожих с Садового кольца.
Ещё один пример неуважительного отношения к исторической среде советского времени — (2) дом серии И-158 по адресу Земляной Вал 41, строение 1. Построен в 1965 году и стал первым домом этой крупнопанельной серии.
Дом серии И-158, 1965 год. Фото: Georgich / pastvu.com
В советское время на первом этаже этого дома располагался известный универмаг «Людмила», который позже превратился в целый набор магазинов с брендовой иностранной одеждой. Кстати, именно напротив этого дома герои фильма «Брат 2» (2000) угоняют белый универсал Volvo, пока его хозяин отлучается за покупками.
По соседству находится (3) усадьба Усачёвых — Найдёновых, на территории которой ныне располагается Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины.
Усадьба Усачёвых — Найдёновых. Фото: А. Каменских
Сама усадьба была выстроена в 1829-31 гг. под руководством швейцарского архитектора Доминико Жилярди, известного активным участием в работах по восстановлению Москвы после пожара 1812 года.
Усадьба, которую ранее называли «Высокие горы», часто приводится в пример как классическая русская дворянская усадьба. Забавно, что при этом построена она была не для дворян, а для богатейших купцов-чаеторговцев Усачёвых.
Парк усадьбы террасами спускается к Яузе и имеет чёткую регулярную планировку. В парке сохраняются беседки-ротонды, малые формы и скульптуры.
В советское время в усадьбе находился санаторий «Высокие горы», а затем городской врачебно-физкультурный диспансер. На территории бывшей усадьбы снималось большое количество как советских, так и российский фильмов, например: «Звезда пленительного счастья» (1975), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Интердевочка» (1989), сериал «Бригада» (2002), ну и, конечно же, заключительные сцены «Покровских ворот» (1983).
Усадьба Усачёвых — Найдёновых. Кадр из сериала «Бригада» (2002)
Усадьба Усачёвых — Найдёновых. Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
По дороге к Яузе не пропустите (4) скульптурную композицию «Пронзённый пегас», установленную здесь в 2003 году и посвящённую российской интеллигенции, пострадавшей в период тоталитаризма. Скульпторы Даниэль Митлянский и Галина Шилина, архитектор Григорий Саевич.
Скульптурная композиция «Пронзённый пегас». Фото: А. Каменских
Рядом находится ещё один интересный артефакт — (5) фрагмент Берлинской стены, который в 1990 году был подарен музеем «Чекпойнт Чарли». Из куска стены был изготовлен памятник, авторы композиции — Алексей Григорьев, Даниэль и Максим Метлянские. Памятник символизирует окончание холодной войны и объединение Западной и Восточной Германии.
Фрагмент Берлинской стены. Фото: А. Каменских
Ещё одна скульптура, связанная с Берлином, но уже не городом — (6) «Ангел». Автор Леонид Берлин, который в качестве скульптора-декоратора принимал участие в работе над фильмом «Андрей Рублёв». В рамках нашей сегодняшней прогулки мы ещё вернёмся и к Рублёву.
Скульптура «Ангел». Фото: А. Каменских
Далее насладимся видом (7) городской усадьбы Долгоруких — Шен. В современный вид она была перестроена в конце XIX века по заказу тогдашнего владельца — купца Романа Шена, разбогатевшего на торговле шерстяной пряжей и известного своей благотворительной деятельностью.
Усадьба Долгоруких — Шен. Фото: А. Каменских
На одном из фасадов можно разглядеть барельеф с изображением Ибн Сина — самого известного и влиятельного философа-учёного средневекового исламского мира, автора многих важных книг по медицине. К слову, сейчас в здании усадьбы располагается медицинский центр.
В Костомаровском переулке, который так назван в честь землевладелицы, безвозмездно передавшей городу землю с условием, что он будет называться её именем, находится (8) ДК Метростроя.
ДК Метростроя. Фото: А. Каменских
Здание, построенное в 1937 году, имеет сложную многоступенчатую форму и является смесью нескольких архитектурных стилей. В данный момент ожидает реконструкции.
ДК Метростроя внутри, 1950-е гг. Фото: Glover / pastvu.com
За Яузой находится (9) памятник Андрею Рублёву, который появился здесь в 1985 году по проекту архитектора Олега Константиновича Комова. Он принимал участие в создании настенных фресок и строительстве Спасо-Андроникова монастыря, где и был погребён.
Памятник Андрею Рублёву. Фото: А. Каменских
Сам (10) Спасо-Андроников монастырь был основан при великом князе Иоанне II Иоанновиче в середине XIV века святителем Алексием, митрополитом Московским. Эти земли принадлежали великому князю, который выделил часть из них под строительство обители.
Спасо-Андроников монастырь. Фото: А. Каменских
Находящийся на территории монастыря Собор в честь Спаса Нерукотворного Образа Спасителя был возведён в начале XV века и расписан снаружи и внутри Андреем Рублёвым.
После революции монастырь закрыли. В его зданиях сначала размещался концлагерь для белогвардейцев, а позднее был организован жилой посёлок для рабочих. Собор тогда удалось сохранить, превратив его в приходскую церковь.
В 1960 году на территории монастыря был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. С 1990 года в соборе вновь регулярно совершаются богослужения.
Рядом с монастырём находится (11) ДК при заводе «Серп и молот», рабочие которого одно время и заселяли помещения обители. ДК построен в 1929-33 гг. по проекту архитектора Игнатия Милиниса. По одной из версий, на этом месте располагалось одно из старейших московских кладбищ, здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве 1380 года.
Дворец культуры «Серп и молот». Фото: А. Каменских
Дворец культуры «Серп и молот», 1930-е гг. Фото: Oblom68off / wikimapia.org
ДК огромных масштабов для советского времени, техническая библиотека которого была одной из лучших в Москве. В 1980-е годы в нём была одна из самых популярных рок-площадок Москвы. После бурных «девяностых», это место пришло в упадок и до сих пор ожидает своей дальнейшей судьбы.
Ещё одно интересное здание находится по адресу (12) Сергия Радонежского 7, строение 1. Это жилой дом в стиле модерн, построенный в 1907 году по заказу фабриканта Константина Грязнова. В центре фасада можно видеть картуш (украшение в виде щита, ленты или свитка, на котором изображён герб, эмблема или надпись) с буквой «Г». Фасад также украшен маскаронами — горельефами с женскими и мужскими головами, весьма распространёнными в московском модерне.
Сергия Радонежского 7, строение 1. Фото: А. Каменских
В сквере у метро находится (13) верстовой столб 1783 года «От Москвы две версты», сохранившийся от Рогожской заставы Камер-Коллежского земляного вала. Шестнадцать подобных знаков были установлены в конце XVIII века на всех заставах города, но до наших времён дошли только два из них.
Верстовой столб. Фото: А. Каменских
При чём конкретно этот верстовой столб является единственным подлинным сохранившимся, с оригинальными надписями. Про второй верстовой столб, который находится в Филях, мы уже рассказывали в нашем прошлом материале.
Завершим прогулку взором на (14) площадь Рогожская застава, ранее носившую название Застава Ильича, у которой в 1930-е гг. «жил» герой детского стихотворения Сергея Михалкова Дядя Стёпа:
«В доме 8 дробь 1
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин.
По прозванью «Каланча»
По Фамилии Степанов.
И по имени Степан
Средь районных великанов
Самый главный великан».
Спустя почти 100 лет над площадью стали возвышаться совсем другие районные великаны, но к ним мы ещё вернёмся в следующих наших прогулках.
Кирилл Спасский