«Большой очаг интриг»

«Большой очаг интриг», фото

Аллея Витте в Южном Бутово

До 17 июля 2001 года аллея Витте в Южном Бутове носила куда менее романтичное название — Проектируемый проезд №409. Эта небольшая улица протяжённостью всего 650 метров стала и местом средоточия административных стрктур и местом притяжения местных жителей, которые гуляют у Верхнего и Среднего Гавриковских прудов. На доме №2 по аллее установлена памятная доска в честь Сергея Юльевича Витте.

Тифлис Кишинёв Одесса

Будущий государственный деятель родился в 1849 году в Тифлисе в семье балтийских немцев (отсюда и звучная фамилия), обедневших за несколько поколений до рождения Сергея. До 16 лет Витте жил в Тифлисе, где был вольнослушателем городской гимназии. Позже вместе с братом Борисом он поехал сначала Кишинёв, где оба получили гимназические аттестаты, а потом в Одессу, в только открывшийся Новороссийский университет.

Там пути братьев разошлись: Сергей выбирает физико-математический факультет, а Борис — юридический. Несмотря на явный талант и тягу к науке, Сергею пришлось оставить мечту стать профессором. «Не дворянское это дело», — резюмируют мать и дядя. «Дворянским» делом было служение государю и Отечеству. Благодаря протекции дяди, Витте был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа Павла Коцебу.

«Большой очаг интриг»  фото

Железная дорога от и до

Вскоре Витте бросил канцелярию ради железнодорожного дела. В 1870 году Сергей Юльевич стал специалистом по эксплуатации железных дорог, получил работу в управлении Одесской дороги. Здесь он пробовал себя на самых разных должностях: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролёра и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях».

Успешная карьера Витте могла оборваться в декабре 1875 года. Тогда случилось крушение поезда на 186-й версте Одесской железной дороги. В Тилигульской катастрофе погибли и пострадали более 200 человек. Витте судили и приговорили к тюремному заключению, которое заменили на двухнедельную гауптвахту.

Позже, в 1879 году, Сергей Юльевич переехал в Петербург на новую должность — начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. А ещё некоторое время спустя по инициативе Александра III он получил повышение до директора департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов и председателем тарифного комитета; в 1892 году стал министром путей сообщения.

«Большой очаг интриг»  фото

Интерьер вагона первого класса. 1864 год

Выше и выше

Когда казалось, что выше взлетать некуда, Витте стал министром финансов. Это превосходило его самые смелые ожидания, которые не шли дальше назначения товарищем министра. Высокий пост он занимал на протяжении 11 лет. Именно в эти годы был сделан важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, и именно с подачи Витте в 1897 году случился переход к золотому обращению.

Бурная деятельность Витте оказалась по нраву далеко не всем. Вероятно, именно его активные выступления за ограничения привилегий дворянства и призыв завершить освобождение крестьян привели к тому, что в 1903 году Витте получил пост председателя Комитета министров, что фактически являлось полной отставкой от государственных дел и принятия каких-либо значимых решений. Позже он был отправлен в командировку в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. По инициативе Витте был составлен Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы.

В 1906 году Витте самолично попросил о полной отставке от занимаемой должности и занялся написанием собственных мемуаров. Годом позже пережил покушение на свою жизнь, а скончался в 1915 году — от менингита.

Читайте также

Фильтр