Авиация и футбол

Авиация и футбол, фото

Станции метро «Тушинская» и «Спартак»

Непростыми путями добиралось метро в Покровское-Стрешнево: первая станция появилась только в 1975 году, а вторая почти полвека оставалась «недостроем».

«Тушинская»

Таганско-Краснопресненская линия.
Дата открытия:
30 декабря 1975 года.
Проекты переименования: «Тушино».
Архитекторы: И. Г. Петухова, В. П. Качуринец. Скульптор: И. Дараван.
Колонная, трехпролетная, мелкого заложения (10, 5 м)

Город Тушино стал частью Москвы в 1960 году, а через пятнадцать лет в эти земли на северо-западе столицы дотянулось метро.

Оформление «Тушинской» посвящено Тушинскому аэродрому. Борьба с архитектурными излишествами при Н. С. Хрущеве превратила метро в почти инженерное сооружение, архитекторы располагали очень скромными возможностями для декорирования подземки. Потому о полетах напоминают лишь алюминиевые вставки на дверях кабельных шкафов путевых стен. Картину создал скульптор И. Дараван — в металлическом блеске алюминия он изобразил взмывающие ввысь планеры и вертолеты, пикирующие истребители и бомбардировщики.

Еще одно украшение путевых стен — орнаментальный бордово-фиолетово-серый фриз, собранный из стеклокристаллита — материала, получаемого путем спекания гранул стекла и горных пород.

Станция сооружалась по типовому проекту из сборных железобетонных конструкций. Так называемая сороконожка была несколько модернизирована: на «Тушинской» двадцать шесть пар колонн шириной 600 мм с шагом в шесть метров.

Колонны облицевали серо-голубым волнистым мрамором «уфалей». Пол выложили серым, «жежелевским», и красным, «капустянским», гранитом. Некоторое разнообразие каменных пород таило в себе воспоминание о былой роскоши подземных метродворцов.

18 февраля 2020 года «Тушинская» соединилась с одноименной платформой МЦД с помощью перехода типа «сухие ноги», который позволяет осуществить пересадку, не выходя на улицу.

«Спартак»

Таганско-Краснопресненская линия.
Дата открытия:
27 августа 2014 года.
Проектные названия: «Аэрополе», «Волоколамская», «Спартаковская», «Стадион “Спартак”».
Архитекторы: Н. А. Алешина, Д. В. Гурский.
Колонная, трехпролетная, мелкого заложения (10 м)

В 1970-е годы меж двух взлетных полос тогда уже почти не функционировавшего аэродрома Тушино была заложена станция метрополитена под названием «Волоколамская»— рядом находилось Волоколамское шоссе. 

Существовал план на месте летного поля построить новый жилой микрорайон-спутник, которому понадобилось бы транспортное сообщение. Ничего из запланированного, однако, не осуществилось, но типовая станция-«сороконожка» с широким шагом колонн из сборных конструкций под землей появилась и почти сразу была законсервирована.

До отделки не дошло, хотя и на этот счет имелся весьма эффектный, судя по описанию, проект. Двадцать шесть колонн в каждом ряду на платформе должны были одеть в коричневый гранит и завершить медными куполообразными формами, напоминающими о маковках Волоколамского кремля. Для облицовки стен готовилась желто-серо-синяя мозаика. Станция надолго превратилась в призрак, но кому-то удавалось разглядеть очертания ее тоннеля в окне вагона на скоростном прогоне между «Щукинской» и «Тушинской».

В Москве в 1930-1940-е планировалась станция с похожим названием — «Спартаковская». Именно так, в честь гладиатора, воспетого в романе Р. Джованьоли, должны были назвать станцию Арбатско-Покровской ветки в районе Немецкой слободы. Даже улица Елоховская в честь «Союза Спартака», марксистской организации Германии, была переименована в Спартаковскую. Но не сбылось — станция стала «Бауманской».

Только в марте 2010 года мэр Юрий Лужков распорядился расконсервировать станцию и запустить ее в эксплуатацию. К тому моменту уже было принято решение о строительстве футбольного стадиона клуба «Спартак», заложили первый камень. Возрождающаяся к жизни станция получила аналогичное название.

Метро декорировали уже в соответствии с модными тенденциями, с использованием анодированного алюминиевого сплава, серого гранита, ударопрочного стекла, оцинкованного пластика и белого мрамора. На путевых стенах появились витражи на футбольную тему. Наземный павильон стал этаким оммажем клубу «Спартак»— его интерьер исполнен в фирменных красно-белых цветах.

Читайте также

Фильтр