Вокруг вина существует огромное количество мифов. В большинстве случаев эти «тайные знания» не имеют ничего общего с жизнью, и о самых популярных мы сейчас и поговорим.
1. Если этикетка импортного вина на русском, значит оно поддельное или разлито в России
На самом же деле все обстоит совсем иначе. Российское законодательство требует, чтобы в момент пересечения государственной границы на всех бутылках были контр-этикетки на русском языке или клейкие стикеры, содержащие всю необходимую информацию – наименование вина, объем емкости, содержание алкоголя, тип находящегося в ней вина и т. д.
Наличие типографской контр-этикетки на русском языке свидетельствует лишь об одном – это вино ввозили в страну большой партией. Бутылки со стикерами – это, как правило, небольшие партии, в несколько сотен или тысяч бутылок, которые оклеиваются импортером вручную.
2. Вино в бутылке с винтовой пробкой хуже, чем с натуральной
Натуральная пробка изготавливается из коры пробкового дуба. И в ней есть трещины и полости, которые совершенно невозможно полноценно промыть перед укупоркой. В этих полостях могут содержаться крохотные количества посторонних для вина веществ, в частности вещество, которое называется трихлоранизол. Это вещество обладает двумя важными особенностями – оно плохо пахнет мокрым картоном, псиной, грязной половой тряпкой, застоялой водой.
А кроме того, его очень легко обнаружить человеческим носом – одной столовой ложки чистого трихлоранизола достаточно, чтобы испортить аромат и вкус всего вина, выпускаемого за год во всем мире! По вине этого вещества менее чем за один год хранения из каждых 100 бутылок с натуральной пробкой 3–4 портятся.
Вино, испорченное пробкой, пить можно, но изменения отражаются на вкусе и аромате настолько сильно, что человек, которому попалась испорченная бутылка, вряд ли когда‑нибудь еще купит хоть одну бутылку вина от этого производителя. Поэтому винодельни многих стран, в первую очередь Новой Зеландии, Австралии, ЮАР, США, Чили и Аргентины, которые еще не успели наработать себе такого мощного имиджа, как Франция или Италия, и не могут рисковать такими имиджевыми потерями, используют преимущественно винтовую пробку.
3. Любое вино с возрастом становится лучше
Вина, встречающиеся в супермаркетах, в массе своей ничего не приобретают при дальнейшей выдержке. Большая их часть сделана именно с тем расчетом, что покупатель принесет бутылку домой и выпьет в течение нескольких дней после покупки.
Вина, которые становятся лучше с возрастом, должны быть изначально сделаны виноделом с подобным расчетом: виноград для них должен проходить особенно строгий отбор и контроль качества; для этих вин часто используется выдержка в дубовых бочках, где они обогащаются различными веществами, извлекаемыми вином из дубовой клепки, которые будут выполнять защитную функцию, не давая вину сильно окислиться с возрастом. Таких вин в мире производится не слишком много – не более 1–2 процентов от общего объема производства.
4. У хорошего вина должна быть тяжелая бутылка
Это не совсем так: в последние десятилетия по всему миру в качестве одного из популярных маркетинговых ходов используется указание на то, что винодельня не просто делает хорошие вина, но и делает это максимально экологичным способом. Принято считать количество выброшенного в атмосферу углекислого газа, который был выработан на каждую произведенную единицу продукции.
Тяжелая бутылка – это много стекла и лишние затраты топлива на транспортировку – значит, «углеродный след» существенно больше. Поэтому очень многие винодельни мира, наоборот, стараются использовать как можно более легкую и тонкую бутылку. Ни Шато Марго, ни Петрюс, ни десятки других топовых виноделен мира не навешивают на свое вино лишних 300 граммов стекла просто ради веса и «солидности».
5. Сильно вогнутое дно бутылки – признак качественного вина
И это тоже в большой степени миф. Во-первых, потому, что бутылка с сильно вогнутым дном тяжелее обычных, а об этом мы говорили в предыдущем абзаце.
А во‑вторых, потому, что производство бутылок, как минимум в Европе, очень сильно централизовано и большая его часть находится в руках концерна «Сен-Гобен», ценовая политика которого не выделяет специальным образом бутылки с глубоким «пунтом», и никто из европейских виноделов не задумывается и знать не знает о том, что в России кому‑то может прийти в голову угадывать качество вина по бутылке.
6. Вино в пакете всегда хуже бутылочного с той же этикеткой
Импортные вина одного наименования одинаковы по качеству вне зависимости от фасовки, будь то бутылка или пакет «бэг-ин-бокс», так как они обычно разливаются из одной и той же емкости на различных линиях розлива.
Современные альтернативные упаковки полностью сохраняют качество вина в течение первого года после розлива.
Единственным важным исключением являются вина, произведенные в России, – среди вин, разлитых в пакеты, у нас в стране очень много образцов изначально низкого качества, поэтому покупать их следует только точно зная, что за производитель сделал это вино.
7. Вино делают из порошка, который разводят в воде и добавляют спирт
Правда состоит в том, что в природе не существует порошкового вина, так же как и технологии, которая позволила бы изготовить вино из порошка путем простого разведения чего бы то ни было в воде и добавления спирта.
В отличие от соков или молока, в вине содержится более 400 различных летучих веществ (спирты, эфиры, альдегиды и т. п.), которые физически невозможно высушить. Они бесследно улетучиваются и никаким образом не переводятся в твердую форму.
Зато можно говорить о вине, которое может быть разведено водой с добавлением красящих экстрактов, ароматизаторов и подсластителей. Обычно такие «коктейли» производятся из дешевого вина, приобретаемого за рубежом (Испания, ЮАР, Чили, Узбекистан) по цене менее доллара за литр, и разливаются на территории России, поступая в продажу в нижнем ценовом сегменте.