Парк «Тюфелева роща». Фото: mos.ru
Тюфелева роща — историческая местность на юге Даниловского района, на примере развития которой можно увидеть, как расширяющийся мегаполис стремительно меняет функции его ближайших пригородов.
Длина прогулки восемь километров или 11 500 шагов. Открывайте маршрут и присоединяйтесь к нам.
Недавний вывод с этой территории завода ЗИЛ — первого автомобилестроительного предприятия в Российской империи и СССР — иногда подвергается ностальгической критике, так как на месте цехов завода развернулся второй по величине проект комплексного редевелопмента в Европе.
Еще раньше здесь находился реликтовый лес и царские охотничьи угодья, застройка которых также могла вызывать ностальгические чувства. Однако Москва растет и развивается, поэтому выведение огромного завода с близкой к центру территории стало лишь очередными этапом развития района. Залог успеха любого города — эффективное использование земли.
Сегодня мы осмотрим часть проекта редевелопмента «ЗИЛ-Север», реализованного примерно наполовину. «ЗИЛ-Юг», отделяемый от северной части путями МЦК, пока не представляет особого интереса, пока это всего лишь одна большая площадка под застройку.
«ЗИЛ-Север» интересен тем, что застройщик постарался сохранить прежнюю планировочную структуру завода, а также создать большое количество отсылок к заводскому прошлому — как в названиях, так и в архитектуре. При этом новые местные топонимы получили названия в честь архитекторов и живописцев: набережная Марка Шагала, улица Архитектора Щусева, бульвар Братьев Весниных.
Выходя со станции МЦК «ЗИЛ», загляните в (1) парк «Тюфелева роща». Парк — дань памяти одноименному реликтовому лесу, в котором в свое время охотился сам Петр I. Парк пока имеет малую проходимость из-за находящихся в активной стадии процессов застройки и заселения территории. Введение в эксплуатацию станции «ЗИЛ» строящихся Троицкой и Бирюлевской линий метрополитена создаст дополнительный поток транзитных пассажиров, столь необходимых коммерческим площадям парка.
Парк «Тюфелева роща». Фото: mos.ru
В любом случае парк современен и интересен сам по себе, а перголы и расположенный в его северной части декоративный пешеходный мост являются явной отсылкой к одному из известнейших современных парков мира «Хай-Лайн» (Нью-Йорк), построенному на месте бывшей надземной железной дороги.
Строящийся (2) ЖК Zilart Diamond — архитектурная доминанта нового района, самый яркий дом проекта редевелопмента завода, фасады которого уже близки к завершению. Хорошо его рассмотреть можно с все того же пешеходного моста парка «Тюфелева роща».
Zilart Diamond. Рендер: stroi.mos.ru
Работая над башней, архитекторы вдохновлялись проектом здания Наркомата тяжелой промышленности от братьев Весниных. Примечательно, что бульвар, на котором расположен ЖК, также назвали в честь Весниных.
Далее обратите внимание на (3) Олимпийский центр синхронного плавания имени Анастасии Давыдовой с открытым бассейном, оборудованным системой подогрева дорожек для холодного времени года.
Открытый бассейн Олимпийского центра синхронного плавания. Фото: stroi.mos.ru
Помимо «ЦСКА-Арены», спортивная часть маршрута пополняется (4) физкультурно-оздоровительным комплексом «Торпедо», созданным на базе бывших «Тюфелевских бань». Сверху он напоминал знаменитый отечественный бомбардировщик «Илья Муромец», ставший первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком. Впоследствии, история немного «подбила» самолет — при прокладке Третьего транспортного кольца, одно из крыльев пришлось снести.
ФОК «Торпедо». Фото: stroi.mos.ru
Вернемся в сторону (5) «Музея хоккейной славы» (бывший музей завода) и находящемуся перед входом памятнику, сделанному в подарок великому советскому вратарю Владиславу Третьяку. Он был открыт осенью 2022 года и вызвал различные сравнения с образом маньяка Джейсона Вурхиза из сериала «Пятница, 13». Сам Третьяк утверждает, что это скорее собирательный образ вратаря 60-70-ых гг. XX века.
Памятник хоккейному вратарю. Фото: Nefer / ixbt.com
Автомобильное прошлое территории сейчас продолжается в открытом в 2019 году (6) самом крупном в Европе дилерском центр марки «Мерседес-Бенц». По соседству ранее располагался завод известного американского инженера Александра Бари. Вот так советское сменило американское, а потом немецкое сменило советское. Посмотрим, что будет дальше.
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Е. Самарин / mos.ru
В этом же здании находится (7) дилерский центр «AURUS» — первого автомобильного бренда класса люкс в современной России, изначально созданного для первых лиц государства. Сам образец автомобиля редко можно встретить на дорогах, а экспонируется он разве что в «Музее Гаража особого назначения» на ВДНХ. Перех входом в дилерский центр можно увидеть образец этого автомобиля и даже рассмотреть его вблизи.
(8) Здание бывшего инструментального цеха на улице Автозаводская улица, 23 корпус 7 может быть интересно любителям необычных планировок. При реконструкции цеха были созданы интересные двухэтажные апартаменты с большим единым остеклением в два уровня. Их можно заметить как с улицы, так и рассмотреть в объявлениях на известных площадках, специализирующихся на аренде и продажи жилья.
«Ржавый дом». Фото: Bluesmaker / livejournal.com
(9) Низкоэтажная часть дома по адресу набережная Марка Шагала, 1 корпус 2 — пожалуй, самое ржавое сооружение столицы, хотя и построено оно в 2019 году. Ржавые и промышленные элементы в архитектуре и благоустройстве часто встречаются в проекте застройки как некая отсылка к заводскому прошлому территории. Однако здесь это возведено в абсолют. Крайне интересное место для фотографий.
Интересно и (10) здание на улице Архитектора Щусева, 3 — архитектурный оммаж к узким особнячкам набережных Амстердама. Еще одно интересное место для фотографий.
(11) Современный парк на набережной имени Марка Шагала также интересен для прогулки. Заметьте, как авторы проекта используют торговые павильоны парка как основание для амфитеатров на их крышах.
Парк на набережной имени Марка Шагала. Фото: Bluesmaker / livejournal.com
Перейдя ТТК, дойдите до (12) экспериментальной ТЭЦ Теплотехнического института. Здание, построенное в псевдо-романском (имитирующем средневековье) стиле спрятано от глаз даже ежедневно проезжающих по ТТК водителей. Да и в целом от москвичей.
Теплотехнический Институт, 1925 год. Фото: Ziatz / pastvu.ru
Далее по маршруту — (13) бывший деревянный дом XIX с конюшней уже упомянутого нами чугунно-литейного завода Александра Бари. После пожара 2014 года оно было сильно перестроено и вряд ли представляет большую архитектурно-историческую ценность. Но все же, это одно из последних напоминаний о располагавшемся здесь, еще до ЗИЛа, заводе.
По пути к станции метро «Автозаводская», обратите внимание на (14) фабрику-кухню завода «Динамо» 1935 года постройки, которая в лучшие годы готовила до 15 000 обедов в сутки. Просторные светлые помещения здания были созданы в противопоставление тесным коммунальным кухням, привычным для рабочих того времени.
А на территории фабричной столовой когда-то была открытая терраса — редкое для того времени явление.
Редакция Telegram-канала «Стройка»