Просвещение
С началом войны многие предприятия быта переехали «под Москву» — магазины, парикмахерские и даже выставки. На «Охотном ряду», «Площади революции» и «Курской» окрылись библиотеки. Причем не просто книжные развалы, а официальные филиалы городских читален. «Курская» приняла филиал Исторической библиотеки. Для ребят проводились громкие читки детских книг, работали кружки шитья, лепки и рисования.
Жилье
В войну метро не работало лишь один день — 16 октября 1941. Все остальное время подземка была открыта для москвичей. Правда, поезда ходили лишь до 18:00. Затем начинался режим бомбоубежища. Люди ночевали не только на платформах, но и в туннелях, и на путях (туда спускали деревянные настилы). С перрона на пути вели пандусы и небольшие лестницы. В вагонах размещали женщин с детьми, инвалидов и стариков.
Станции-клоны
Москвичи удивляются, а туристы путаются: в Москве «Арбатских» и «Смоленских» по две, и подземного перехода между ними нет. Этим столица тоже обязана событиям войны. В первый ее месяц в тоннель между «Смоленской» и «Арбатской» попала бомба, часть перегона была разрушена. В тоннелях обустроили депо, а на станциях — склады. После Победы линию продублировали на большой безопасной глубине, и две новые станции логично унаследовали имена предшественниц. Но в конце 50-х старые перегоны возродили уже как часть новой линии — Филевской. И старые «Арбатская» со «Смоленской» вернулись в строй. Переименовывать их не стали.
Застывшая музыка подвига
В войну метро активно строилось. Но «одежда» отдельных станций была пересмотрена. Так, изначально темой «Новокузнецкой» должна была стать реконструкция столицы по Генплану 1935 года, но позже решили посвятить ее подвигу народа и армии.
Московский транспорт в годы войны в фотографиях и воспоминаниях современников.