«Здравствуйте, дачники! Здравствуйте, дачницы!»

«Здравствуйте, дачники! Здравствуйте, дачницы!», фото

«Казанка»

Знаменитая «Казанка» была одной из первых железных дорог в России. Её появление изменило не только жизнь крестьян подмосковной Выхинской волости, но и привычки многих москвичей: вся пригородная часть дороги стала осью их дачной жизни, на которой держались и деревня Вешняки, и одноимённая станция.

Дачи — неотъемлемая часть быта и культурного кода жителей больших российских городов вот уже полтора века. Причина особой любви к даче кроется не только в естественной тяге человека к природе: дачные грядки выручали в периоды ухудшения продовольственной ситуации, например, в позднее советское время и в безденежье начала девяностых. В СССР дача, квартира и машина—три главных признака жизненного успеха. Дачи заменяли дома отдыха и санатории, не говоря уже о запретных путешествиях за «железный занавес».

Дачный бум

А началось всё с промышленной революции и Великой реформы Александра II. Московская жизнь резко меняется — в город хлынули освобождённые крестьяне. Уже в 1880-х три четверти его населения составляют «понаехавшие». Цены на жильё катастрофически растут, не хватает воды, сточные канавы не справляются с отводом нечистот, в общем — жителям не хватает места.

Городской средний класс устремился к прелестям сельского отдыха, который столетиями был привилегией лишь высших слоёв. Дачниками становились торговцы и промышленники, разночинная интеллигенция, служащие. Выезд на лето «на природу» давал им хотя бы временный отдых от скученности и антисанитарии, из-за которых почти 0,5 % москвичей ежегодно умирало от чахотки. На этом фоне недостаток бытового комфорта казался не столь уж важным.

На юго-восток!

Юго-восточное направление полюбилось московским дачникам сразу — пересечённой местностью, множеством лесов, рек и небольших озёр, сухими почвами, малочисленностью фабрик и заводов.

Сперва дачами становятся крестьянские избы в ближайших деревнях, но потом там начинают селиться «зимники» — малообеспеченные москвичи, ищущие доступное жильё. Москва расширяется, и такие ещё недавно популярные дачные места, как Перово, превращаются в городскую окраину со всеми её бытовыми и социальными язвами. В поисках новых мест для единения с природой дачники двигаются дальше на юго-восток.

В 1862 году Общество Саратовской железной дороги открыло линию Москва — Коломна. Она задумывалась товарной — для доставки в Москву поволжского хлеба из Коломны, бывшей перевалочным пунктом. Вскоре оказалось, что пассажирские перевозки дают не меньший доход: дачные местности группировались вдоль дороги, позволяющей быстро добраться до Москвы — для закупки продуктов, обращения к врачу, а для работающих — к месту службы.

«Дачные местности, прежде сосредоточенные главным образом вблизи города, стали возникать вдоль линий железных дорог и вблизи станций, и расстояние от Москвы до границ дачного района в течение нескольких десятилетий достигло тридцати-сорока километров вдоль железнодорожных магистралей».

Денис Тараканов. «Дачные посёлки Подмосковья в конце XIX —  началеXXв.»

В эти годы деревни, расположенные вдоль «Казанки» в окружении живописных вековых лесов, — Вешняки, Косино, Подосинки, Томилино, Красково — превращаются в дачные посёлки. Вслед за этим меняется уклад жизни местных крестьян: те из них, кто не ушёл на заработки в город, уходят в доходный «дачный промысел» — сдают в аренду, продают свои наделы под строительство дач или превращают в дачи избы, возводя второй этаж и устраивая террасы. Многие занимаются обслуживанием дачников: огородничеством, местным извозом, мелкой торговлей.

Однако требования дачников быстро растут: им нужны дома, специально приспособленные для летнего отдыха с его особыми ритуалами и формами общения. Возникает невиданный ранее бизнес—массовое дачное строительство. То самое, под которое чеховский Лопахин предлагал пустить вишневый сад.

Дачи строили, как правило, на арендованных землях. Пользуясь бурными спросом, застройщики часто пренебрегали инфраструктурой. Инженер Пантелеймон Дурилин сетовал в 1918 году: «Все эти новые дачные посёлки устраивались на скорую руку без всякого плана, без малейших соображений требования санитарии и гигиены и интересов будущих обитателей… Рубились вековые леса, уничтожались чудные парки с тем, чтобы как можно скорей и выгоднее продать… не жалелось средств на рекламы, порой с обманными обещаниями».

По свидетельству инженера, «обыкновенно участок земли, предназначенный под посёлок, планируется весь под застройку, не оставляя мест для общественного леса или парка, площадок для игр и др. Не оставляется даже необходимой земли для свалок <…> Землевладельцы в большинстве случаев не заботятся об устройстве водоснабжения, предоставляя каждому арендатору подумать об этом самому». На таких «планировочных решениях» землевладельцы и застройщики получали огромные прибыли.

Со временем, однако, стали появляться и благоустроенные дачные посёлки. В Малаховке был создан даже Летний театр, где играли Остужев и Коонен, начинала Фаина Раневская, пели Шаляпин, Собинов, Нежданова. К началу XX века популярной стала выдвинутая английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом концепция города-сада — тщательно спланированного селения, в котором люди живут в единении с природой. Несколько проектов дачных посёлков базировались на этой идее, а один из них — у станции Прозоровская (нынешнее Кратово) — даже начал строиться. Он был разработан для служащих Московско-Казанской железной дороги группой выдающихся архитекторов, включая Щусева и будущего главного архитектора Москвы Семёнова. Появились здания учебных заведений, корпуса санатория и больницы, пруд с плотиной, проведены водопровод, канализация. Но началась мировая война, а в 1917 г. «пришёл гегемон, и всё пошло прахом»…

«Здравствуйте, дачники! Здравствуйте, дачницы!»  фото

Дачные поезда

Поначалу на одноколейном пути до Коломны поезда делали всего шесть остановок (первая — в Люберцах). Через несколько лет к ним добавилось ставшее «городским» Перово. В 1870-м был построен второй путь и поезда стали ходить чаще, но многочисленные дачники остро нуждались в новых станциях. Они засыпали Министерство путей сообщения ходатайствами о строительстве новых остановок за свой счёт. Так возникли платформы Вешняки, Косино, Подосинки, Малаховка, а потом и другие.

«Крестьяне, видя доход от дач… к полевой работе стали относиться небрежно… они окончательно обленились: встают чуть ли не в девять часов утра, каждый праздник празднуют и опохмеляются по три дня, и тяжёлый, но здоровый труд променяли на лёгкое ремесло извозчиков, возя в невозможных самодельных таратайках дачников на станцию и обратно».

Газета «Московский листок», 1889 г

Начали курсировать пригородные поезда, ходившие до Раменок или Люберец. Сначала это были обычные пассажирские составы. В 1890-х годах такие поезда ходили семь раз в день. А с началом 1900-х годов появились специальные дачные вагоны без перегородок и с жёсткими скамьями. Отдельные вагоны предоставлялись курящим, а в течение учебного года — учащимся. Были введены специальные тарифы, а на поездки «туда-обратно» и на месячные абонементы ещё и с заметными скидками. Расписания согласовывались с началом и окончанием рабочего дня в учреждениях и на предприятиях. Весной и осенью пускали дополнительные поезда для перевозки дачной клади на льготных условиях. В 1912 г. дачные поезда начали готовить к переводу с паровой тяги на электрическую. Но война остановила и эти работы — первые «электрички» пошли там лишь в 1935 году.

Читайте также

Фильтр