Первомайская улица, образующая сегодня ось Восточного Измайлово, появилась на картах лишь в 1938 году. Прежде на этом месте была подмосковная слобода. Одна из ее улочек называлась Малой Стромынкой, в отличие от настоящей Стромынки — начала древней Стромынской дороги на Суздаль. Почему она «стромынская», а главное, что же такое «стромынь», остается загадкой.
Коровицыно — ныне Стромынь
Название бывшей Стромынской дороги традиционно связывают с названием древнего села Стромынь. Однако до XIX века оно именовалось Коровицыно. Село это упоминается уже в писцовых книгах XVI века. О происхождении названия идут споры. Кто-то связывает его с перегоном в Москву по Стромынскому тракту гуртов скота, отдыхавшего в пути на окрестных пастбищах-полевщинах. Множество коров и телят гибло от болезней, полевщины бывали завалены останками — отсюда и название. Однако версия эта сомнительна: скотопрогонным трактом Стромынка стала лишь в XIX веке. Да и особой смертностью скота село не выделялось.
Есть и более правдоподобное предположение: деревни на Руси часто называли по владельцу или первопоселенцу. Земли, где возникло село, некогда принадлежали Новгороду. Коровицыны упоминались в древних актах среди новгородского духовенства и купечества — они вполне могли владеть селом и даже его основать.
Упоминалось Коровицыно и в царских рескриптах: в 1744 году местный дьячок в прошении поведал государыне, что было ему, дескать, видение Спаса Нерукотворного. Елизавета Петровна «святовидца» отправила на два месяца в Троицкую лавру на принудительные работы («под начал в мукосейные труды при указе») за то, что «дерзнул… Ея Императорское Величество утруждать и мечтательныя сонныя привидения к таковому Высочайшему Монаршему лицу пером изображать», да еще «через голову» архиерея…
Что за Стромынь?
Согласно летописи, рядом с нынешней Стромынью сам Сергий Радонежский «манастырь въздвиже… повелением князя великаго Дмитреа Ивановичя». В писцовых книгах XVI века уже значился «Успенья Пречистые Стромынский» монастырь. По нему, вероятно, и дорогу назвали Стромынской.
Небольшой деревянный монастырь был «присным» Дмитрию Донскому и еще двести лет числился «государевым богомольем». В Смутное время его разграбили и сожгли, потом восстановили как филиал Троицкой лавры, а в 1764 году упразднили «по ветхости и неустройству». Здесь когда-то служили преподобный Савва Стромынский и святитель Серапион Новгородский. Здесь же, возможно, хранился список Кипрской иконы Божией Матери, считающийся «чудотворным».
Монастырь Сергий Радонежский «устрои… на реце на Дубенке, на Стромыне». Обитель действительно стояла на берегу Дубенки, а вот почему еще и «на Стромыне» — неясно. Ни в одном словаре слова «стромынь» нет. Кто-то считает, что оно идет от греческого στρωμα («слой») и относится к укреплению дороги насыпью или гатью. Кто-то связывает его с древнерусским словом «стреж» — быстрым течением или высоким берегом в этом месте Дубенки. Лингвисты же указывают на балтские корни «стромыни»: польское strumień, латышское straume, литовское srautas означают одно и то же — «ручей». В летописях имена собственные заглавными буквами не выделялись, следовательно, «стромынь» может быть не гидронимом, а просто конкретным местом, где в Дубенку впадает какой-то ручей. И правда, поблизости такой ручей есть. В писцовых книгах XVI века он звался Гвозденка (тоже балтское слово), но летописец этого мог и не знать. Зато на современных картах он называется просто и незатейливо — Стромынь.