Дело не в том, что на родине нам подают какой-то особенный кофе. Цена диктуется катастрофической арендной платой, объясняет Алексей Каира, генеральный управляющий сети «Шоколадница». Кроме того, наши кофейни привыкли работать с очень высокой прибылью.
Реальная цена. «В цене чашки эспрессо, которая в столице составляет в среднем около 80 рублей за 30 миллилитров, стоимость самого кофе обычно не превышает двух-трех рублей», — говорит Максим Клягин, аналитик компании «Финам».
Аренда. Плата за помещение, особенно если кофейня расположена в центре города, по словам Александра Малчика, главы «Организации производителей кофе в России», может достигать 50 процентов стоимости напитка. При имеющемся уровне затрат на аренду только для ее покрытия необходимо продавать в месяц несколько тысяч чашечек эспрессо по цене от 2-2,5 доллара, соглашается Антонина Пашкова, эксперт BusinessVision. Такой показатель является нереальным для многих работающих в Москве не слишком удачных заведений. Им приходится включать в меню дорогие десерты и другие закуски.
Рабочая сила. Это еще один фактор, делающий российские эспрессо и капучино дорогими. Эффективность рабочей силы в России ниже, чем в странах Европы или Америке, ее требуется больше, соответственно, и расходы российских компаний на нее выше, объясняет Александр Малчик.
Нет конкуренции. Сегодня на 100 тысяч жителей Москвы приходится не более 10 кофейных заведений, рассказывает Антонина Пашкова. В то время как в Милане на 100 тысяч жителей приходится 135 кофеен, в Сиэтле — 62, в Нью-Йорке — 27.
Алчность. Когда кофейни только начали появляться, их рентабельность аналитики оценивали в 600-800 процентов в год. Сейчас это счастливое время прошло, отмечают в BusinessVision. Однако привычка к высокой доходности осталась: переходить на европейские нормы прибыли бизнесмены не спешат.
Рентабельность европейских заведений — 8-10 процентов, отмечает Максим Клягин. Рентабельность же наших кофеен — не менее 15 процентов.
Будет еще дороже. Предпосылок для падения цен на кофе нет, считает Алексей Каира. Даже развитие конкуренции к нему не приведет.
«Россияне поездили по миру, растет их благосостояние, они готовы платить за какие-то вещи, — считает эксперт. — Если кто-то начнет продавать кофе по 50 рублей, к нему очереди не выстроятся».
Пример же «Старбакса» показал, что на демпинг иностранных компаний, желающих завоевать российского кофемана, рассчитывать также не стоит, добавляет Алексей.
Стоимость кофе в разных городах мира | |
Страна (город, название кафе) | Цена чашки кофе эспрессо 30 мг |
Италия (Рим, Sant’Eustachio) | 37 рублей |
Германия (Кельн, Henry’s Coffee World) | 37 рублей |
Таиланд (Паттайя, разные кафе) | 42 рубля |
Польша (Варшава, Costa Coffee) | 46,5 рубля |
Голландия (Амстердам, Grand Cafe) | 52 рубля |
Греция (Афины, «Попадопуло Кафетерия») | 55 рублей |
США (Лос-Анджелес, Dunkin’ Donuts) | 58 рублей |
Великобритания (Лондон, Starbucks) | 65 рублей |
Стоимость кофе в Москве | |
Кофейня | |
«Кофе Хауз» | 79 рублей |
«Шоколадница» | 79 рублей |
«Кофе Бин» | 76 рублей |
«Кофемания» | 95 рублей |
«Кофе тун» | 70 рублей |