«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?

Передвижение людей в современных городах трудно себе представить без такси. Однако, прежде чем улицы заполнились привычными нам «шашечками», москвичей обслуживал другой частный транспорт, имя которому — извозчики. Вы наверняка слышали о них из книг, фильмов, а кто-то даже из рассказов своих старших родственников. Но откуда они появились? По каким правилам ездили и сколько стоил проезд? В чем разница между «ванькой» и «лихачем»? Давайте разберемся.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?, фото

Извозчик в Москве

Принято считать, что наемные извозчики появились на улицах Москвы начиная с XVI века. До этой поры представители низших сословий передвигались исключительно пешком. Знатные же сословия (купечество, дворянские и боярские роды, представители духовенства) передвигались на собственных экипажах. Поэтому появление извозчиков позволило значительно облегчить остальному населению перемещение по городу, ведь в некоторые места тогдашней Москвы попасть было трудно: отсутствовали тротуары, а уж за день попасть сразу в несколько мест столицы пешком и вовсе было невыполнимой задачей. Коротко говоря, в XVI веке городской транспорт сделал большой шаг вперед.

В извозчики шли работать крестьяне из окрестных деревень, поскольку они хорошо знали, как обращаться с лошадью. Появлялись они в городе ближе к середине осени и к началу зимы, когда не было работы в поле и можно было принести в семью лишнюю «копеечку». Весной они возвращались к своей обыденной работе. Несмотря на это, число извозчиков в столице росло, многие стали считать эту работу своей постоянной. К XVII веку в Москве их было около 2 тыс., через сто лет — уже около 5 тыс., а в начале XIX века — почти 8 тыс. Но именно в этом веке в России активно увеличивается численность населения городов, строятся фабрики, развивается торговля и прочее. И уже в ХХ веке, по архивным данным, на Москву приходилось 19 тыс. извозчиков.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Извозчик старинный

Итак, частный извоз прочно закрепился в жизни людей. Значит, необходимо его как-то регламентировать со стороны государства. Уже в 80-х годах XVII века был издан закон, запрещающий извозчикам опасную езду и «побивание кнутом прохожих». А при Екатерине II, в 1775 году, за отрасль взялись более серьезно: извозчиков заставили уплачивать пошлину, получить свой индивидуальный номер в виде бляхи, которая крепилась на одежду, а также выкрасить свои повозки в желтый цвет. Последний факт — чистое совпадение, современный желтый цвет для такси пришел в ХХ веке из Америки.

Впоследствии для извозчиков ввели и другие правила: только мужчины от 18 до 60 лет, без физических недостатков (особенно глухоты и слепоты), стоять только на специально отведенных местах, держаться правой стороны при движении, соблюдать скоростной режим (это нарушали чаще всего), уступать дорогу пожарным и марширующим войскам, следить за здоровьем лошади, не привязывать ее к тумбам, столбам, фонарям и перилам, не ездить по линиям трамваев (требование, появившееся в начале ХХ века) и не быть пьяным при вождении. Кроме того, извозчики были обязаны во всем содействовать полиции, ставиться там на учет, останавливаться по первому ее требованию, бесплатно возить до больниц поднятых другими гражданами на улице раненых, обморочных, ушибленных и мертвых. К слову, про взаимоотношения извозчиков и полиции: очень часто именно с извозчиков городовые брали разного рода поборы и взятки, пользуясь своим служебным положением.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Стоянка извозчиков

В конце XIX — начале ХХ столетия среди извозчиков сложилась четкая иерархия: они делились на «ванек», «живейных» и «лихачей». Были еще и «ломовые», но их использовали только для перевозок грузов (чаще всего, при переездах с квартиры на квартиру). «Ванька» — это эконом-класс того времени. Чаще всего это простой мужичок в потрепанной одежде, на скрипящей бричке, в которую была впряжена лошадь, уже непригодная для работы в поле. «Ваньки» чаще всего были наемной силой тех, кто держал конторы по извозу. Его услугами пользовались люди с невысоким доходом, прислуга, посыльные, приезжие из деревень. Проехаться на таком извозчике было не особо дорого: по разным сведениям, от 10 до 30 коп., но если вы были прилично одеты, да еще и спешили, то «ванька» мог заломить вам и все 70!

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Ванька

Классом выше стояли «живейные». Здесь уже все было гораздо лучше и с лошадью, и с экипажем, который был гораздо вместительней — можно было ехать вдвоем или с приличным количеством вещей. Таких часто нанимали различные конторские служащие, чиновники средней руки, коммерсанты и прочие, кого причисляли к тогдашнему среднему классу. Стоимость проезда на таком в среднем составляла 1,5 руб., но опять же — это уж как договориться.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Живейный

И наконец, элита — «лихачи». Это были чистые и опрятные извозчики, в нарядной одежде. Их экипажи были самыми комфортными и самыми чистыми. А лошади — самыми быстрыми. Правда, в городе в экипаж можно было впрягать максимум две лошади, поэтому «тройка удалая» — только за городом. На «лихачах» ездили только состоятельные люди, у которых по каким-то причинам не было (пока) своего личного транспорта. А также в обязательном порядке на «лихачах» ездили офицеры гвардии, так как транспорт уровнем ниже считался недостойным. За свои услуги эти перевозчики брали в районе трех рублей, но если вы торопились или были с дамой, в присутствии которой торговаться считалось неприличным, то сумма поездки могла взлететь в небеса. Кстати, дамам ехать на любом классе извозчиков в одиночку считалось верхом неприличия или распущенности.

Передвигались извозчики со средней скоростью 10-12 км в час, «лихачи» же могли позволить себе скорость в 20-25 км. За скорость полагалось «дать на чай» извозчику.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Лихач

Технологический прогресс XIX и начала ХХ века постепенно приводил к тому, что дела у извозчиков становились труднее. Сначала их потеснили так называемые конки (вид общественного транспорта), затем — трамваи, а потом стали вытеснять автомобили. Но наибольший удар по извозчицкому делу нанесло изобретение таксометра: это специальное устройство, которое прикрепляли к осям экипажа, а в салон выводился счетчик, показывающий стоимость поездки. За первую версту (чуть больше километра) платили 10 коп., за последующие — по 5 коп. Такие таксометры обязали установить всех извозчиков, что привело их в ярость, поскольку теперь пассажиры желали платить не как скажет «ванька» или «живейный», а строго по «таксе» — тем самым цифрам на счетчике. Публика «лихачей» на деньги не скупилась, но в ХХ веке богатые люди уже хотели ездить на современных автомобилях — такси, которое и пришло в русский язык от слова «такса». Так что нарядным «лихачам» тоже было отчего взгрустнуть.

«Взял извозчика и поехал на Разгуляй»: каким был частный извоз в Москве до революции?  фото
Таксометр

Автомобиль вытеснял извозчиков. К 1940 году газета «Известия» сообщала, что на всю Москву осталось не более 60 извозчиков. Окончательно эта профессия уйдет в небытие в 50-е годы. «Ванек», «живейных» и «лихачей» сменили водители новеньких автомобилей. Рынок такси изменится после революции 1917 года, но об этом мы расскажем в другой раз.

Роман Голосов

Читайте также

Фильтр