«Я никогда не прохожу мимо нуждающихся. Меня так приучили с детства – всегда, если по пути была церковь, родители давали мне деньги, чтобы я отнесла их просящим милостыню», – вспоминает Ольга Копытова, экономист с тремя высшими образованиями и более чем 20-летним стажем работы.
На своем предыдущем месте работы она дослужилась до поста финансового директора – компания размещалась у метро «Аэропорт», где однажды в переходе при виде очередной бабушки с протянутой рукой ее озарило: «Вы умеете вязать?» С этого и началось: в 2018 году Копытова и две ее помощницы волонтёрки стали искать на улицах таких умелиц, давали им заказы и закупали для них пряжу и спицы, затем продавали готовые изделия через социальные сети или на коммерческих ярмарках. Так, постепенно формировалось сообщество мастеров, готовых и творить, и учиться – Ольга Копытова и сама в этом плане человек творческий, отлично умеет шить, вязать, рукодельничать.
Но начинание сильно подкосил коронавирус – после пандемии круг вязальщиц сильно поредел: кто-то, увы, скончался, а кто-то попросту потерялся. Но Копытову уже было не остановить – она зарегистрировала некоммерческую организацию «Бабушкин клубок» и получила для нее помещение на Сходненской.
«В 2020 году мы запустили проект заново, – рассказывает она. – Открыли кружок по вязанию и стали переучивать бабушек: все они вязали довольно грубовато, что называется, по-деревенски, а мы показывали, как работать по схемам и делать модельные вещи. Благодаря этому мы частично решили проблему сбыта – стали получать заказы на такие изделия. И уже в короткий срок 15 наших подопечных перестали просить милостыню и стали зарабатывать вязанием».
Эти уроки переросли в полноценные мастер-классы – первые из них Копытова и ее помощники провели в реабилитационном центре «Преодоление» на Динамо. Этот опыт помог им выиграть и первый грант от городской экосистемы «Москва – добрый город», а затем и президентский грант на проведение Всероссийского конкурса вязальщиц, в котором приняли участие свыше 300 умелиц со всей страны. Тут стоит отметить, что такие субсидии предполагали частичное софинансирование со стороны, и для этого Ольга Копытова вносила собственные средства.
Качество и квоты
А следующий грант экосистемы позволил «Бабушкину клубку» получить в 2024 году полноценную мастерскую на Тушинской.
«Здесь мы начали активно развивать два основных направления: вязание, в рамках которого обеспечиваем бабушек заказами, и они получают деньги за изготовленные вещи, и собственно мастерскую, в которой не только обучаем азам работы с керамикой и гипсом, но и предоставляем для этого рабочие места нашим мастерам. А так как мы сотрудничаем только с пенсионерами и людьми с ограниченными возможностями здоровья, то для них это еще и социализация, и досуг», – отмечает Ольга Копытова.
Помимо этого, мастерская стала местом для трудоустройства людей с инвалидностью – сейчас по закону организации со штатом свыше 35 человек обязаны квотировать рабочие места для такой категории сотрудников, и некоторые из них передают эти квоты по договору «Бабушкиному клубку». Благодаря этому мастерская получает оплачиваемых работников – так сегодня здесь работают бухгалтер, смм-специалист, курьер и другие. Всего в штате семь человек и три волонтера, включая Копытову – за свою работу она не получает ни копейки, хотя должность финансового директора из-за «Клубка» пришлось оставить. Также в проекте участвуют 60 бабушек вязальщиц на удаленке.
«У нас постепенно появляются крупные корпоративные партнеры – в прошлом году большую партию наших варежек заказывали косметическая сеть «Улыбка радуги» и гостиничная сеть Azimut Hotels, сейчас поступил заказ от отелей Radisson. Для IT-компании «Норбит» мы связали партию кукол в виде ее аватара, а сейчас для их коллег готовим дракончиков аватаров», – рассказывает руководитель проекта.
Однако после очередного большого и трудоемкого заказа – «Бабушкин клубок» связал тысячу двухметровых шарфов шириной 30 см для слета айтишников – Копытова с помощниками решили коренным образом перестроить всю систему обучения в мастерской, чтобы минимизировать ошибки и процент брака, и этим повысить качество изделий.
«Теперь перед каждым заказом мы работаем с каждой из вязальщиц до тех пор, пока у нее не получается изделие заданного качества, после чего она получает заказ на партию, которую изготовляет уже дома, – поясняет Ольга Копытова. – В итоге мы добиваемся такого уровня, что многие заказчики не верят, что это ручная работа».
Сколько стоит «пух дракона»?
Но не только вязанием жив «Бабушкин клубок». Так, среди волонтеров и помощников в мастерской работает Наталья Попова – по совместительству и мастер по изготовлению цветов из холодного фарфора. И эту лепку решили перенести на шоколад и сахарную мастику, а также на керамику. Но для обучения работе с такими материалами пригласили уже профессионалов:
«Несмотря на то что у нас пока небольшие поступления от корпоративных заказов, мы платим нашим бабушкам и преподавателям, причем по рыночной цене их услуг, иначе не привлечь специалистов высокого уровня – мы не хотим опускаться до уровня кружка “умелые руки”, ведь нам нужны в итоге изделия отменного качества, – поясняет директор мастерской. – Правда, с новыми направлениями мы на заказы пока не вышли, но знания и опыт по их изготовлению есть, преподаватели тоже остались и при необходимости мы можем развернуть производство таких изделий».
Впрочем, не дожидаясь очереди из желающих, а такие всегда объявляются ближе к новогодним праздникам, подопечные Копытовой уже сейчас начали готовить подарочные наборы: красиво упакованные коробки с комплектами из варежек, лошадок – вязаных символов 2026 года, а также свечей или фигурного шоколада.
Но одна проблема с вязальщицами до сих пор остается нерешенной – это их недооцененный труд. Даже на благотворительных ярмарках сегодня можно услышать, как покупатели спрашивают, отчего на изделия ручной работы такие цены – они хотели бы за игрушку платить по 300 рублей, не учитывая даже стоимость пряжи.
«Вообще, с учетом средней заработной платы в Москве каждая наша вязальщица должна зарабатывать 3000 рублей в день, но кто купит те же варежки за такие деньги, даже если их сделать из пуха дракона? А ведь некоторые, особо сложные изделия требуют нескольких дней работы, – отмечает руководитель проекта. – При этом не все идут к нам работать – например, самые востребованные люди 3-й группы инвалидности при трудоустройстве сразу теряют все свои льготы и надбавки. В итоге мы сотрудничаем с теми, у кого 1-я и 2-я группы, зато наши занятия помогают им восстанавливать мелкую моторику, нормализовать психоэмоциональный фон».
Профессия вместо хобби
Со временем варежки стали визитной карточкой «Бабушкиного клубка». А из игрушек – вязаный медведь, которого сегодня можно найти и на маркетплейсах. Хотя только этими изделиями возможности, да и фантазия умельцев не ограничивается – например, есть и партия вязаных изделий для домашних животных – жилетки и шапочки для собак. Но все упирается в сбыт.
«Мы пытаемся популяризировать наши изделия на разного рода ярмарках, в этом году участвовали в маркете “Сделано в Москве”. Наши вещи второй год подряд закупает проект “Активный гражданин” – его участники обменивают наши игрушки на баллы, – рассказывает Ольга Копытова. – Но мы мечтаем о своем настоящем, не интерактивном магазине, и потихоньку рассматриваем различные варианты для его открытия».
Пока же все силы и внимание Ольги Копытовой и ее помощников направлены на развитие мастерской. Сегодня она вышла уже на тот уровень, что может сама предлагать заказчикам и дизайн изделий, и материалы для их изготовления – уже налажены прочные связи с крупнейшим отечественным производителем пряжи «Пехорский текстиль». А для своих кондитерских изделий «Бабушкин клубок» закупает знаменитый бельгийский шоколад Barry Callebaut. Также есть планы по запуску линейки вязаной одежды, и разрабатывается программа для долгосрочных курсов.
«Это будут не привычные мастер-классы, а именно полноценные обучающие курсы: речь уже не про хобби, которым можно увлечь, а про профессию. Теперь нам хочется сразу человека и завлечь, и обучить так, чтобы он мог в дальнейшем себя этим делом обеспечивать. Наши изделия давно уже представляют собой работы, которые можно не только дарить, но и продавать, – резюмирует руководитель «Бабушкиного клубка». – И мы хотим, чтобы социально незащищенные люди могли этим зарабатывать и тем самым повышать качество своей жизни».