«Всё, что хотел, спел»

«Всё, что хотел, спел», фото

Иосиф Кобзон

В 2015 году народный артист СССР Иосиф Кобзон набрал свой вокальный класс в молодом Институте театрального искусства, что расположился на Ботанической улице района Марфино. К тому времени певец уже давно стал легендой эстрадной сцены. Непросто будет его ученикам повторить, а то и превзойти успех наставника.

Преподавать Кобзон начал ещё в середине 80-х годов, став худруком вокально-эстрадного отделения МПИ им. Гнесиных, — мэтр учил эстрадному вокалу и получил в 1993 году профессорское звание. Среди выпускников Иосифа Давыдовича в Гнесинке — певицы Ирина Отиева и Валерия.

Институт театрального искусства основан в 2012 году. Вуз обучает актёрскому и хореографическому искусству, режиссуре. Иосиф Давыдович Кобзон был одним из учредителей института, а затем стал его президентом и художественным руководителем. Потому имя знаменитого певца стало неразрывно связано с названием ИТИ. Институт театрального искусства имени И. Д. Кобзона входит в состав всемирной творческой организации — Международный институт театра при ЮНЕСКО. Студентам ИТИ вручаются государственные дипломы. В 2017 году по распоряжению властей здание в московском районе Марфино по адресу Ботаническая улица, дом 21 безвозмездно перешло вузу.

Вокальный класс профессора Кобзона в Институте театрального искусства продолжает свою образовательную работу и после кончины Иосифа Давыдовича (30 августа 2018 года).

В 2020 году в состав Совета учредителей ИТИ вошёл благотворительный фонд «Кобзон». Президентом фонда и председателем Попечительского совета ИТИ стала вдова певца Нелли Михайловна.

Семья у Иосифа Давыдовича всегда была на первом месте. С Нелли Михайловной артист прожил в браке 47 лет, они воспитали троих детей и семерых внуков. Несмотря на то что Кобзон ранее был дважды женат — на певице Веронике Кругловой и актрисе Людмиле Гурченко, именно с Нинель артист обрёл настоящее счастье. Сейчас Нелли Михайловна делает многое, чтобы дело мужа продолжало жить, — Фонд «Кобзон» помогает начинающим талантам найти своё призвание.

А вот Иосифу Давыдовичу пришлось добиваться всего самому — его детство и юность пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы…

«Нормальное было такое, тяжёлое детство»

Назвали мальчика Иосифом не в честь народного вождя, как многие думали, а именем дяди — любимого брата матери. Вокруг Иосифа Кобзона и его биографии всегда ходило много слухов. К ним он относился то со скепсисом, то с иронией, но сам старался говорить о себе правдиво. О своём детстве певец рассказывал:

«Мне было 4 года, когда мы в спешном порядке покидали Львов, где нас застала война. Мама работала во Львове судьёй городским, отец работал директором кондитерской фабрики. Отец ушёл на фронт сразу же, два брата родных маминых тоже ушли (…) на фронт, а мама нас (…) стала перевозить в эвакуацию, притом не зная куда (…). Нас отправили в Среднюю Азию, и мы провели все годы войны (…) под Ташкентом, в одной узбекской семье. Нас было много, их было не меньше, все спали на полу (…).

Нормальное было такое, тяжёлое детство (…). Отец в 1943 году контуженным находился на лечении в московском госпитале. Но, видимо, хорошо его лечили, потому что, выйдя из госпиталя, он в Москве же [завёл] себе другую семью. Нас он оставил, и мама нас воспитывала одна. Сразу же, как только освободили Донбасс, в 1944 году, мы тут же возвратились (…). Это моя родина».

Позже мать вышла замуж ещё раз, в семье стало шестеро детей — пятеро сыновей и дочь. День Победы встретили в Славянске в коммунальной квартире. В школу Иосиф пошёл в Краматорске, а в возрасте 14 лет поступил в Днепропетровский горный техникум (в Днепропетровск семья перебралась к концу 1940-х). Юноша хорошо учился, занимался боксом, много пел в художественной самодеятельности. В техникуме была хорошая стипендия, появилась возможность помогать многочисленной родне.

В армии на втором году службы Иосифа Кобзона определили в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа, в котором он солировал. Вернувшись, Иосиф решил уехать в Москву: «Потом, после того как я уже стал учиться, никто не верил, что еврей из Днепропетровска в солдатской форме поступит в Москве учиться в Гнесинский институт. Но я поступил».

«Всё, что хотел, спел»  фото

Институт театрального искусства, 2020 год // Иван Козловский (1900–1993); Сергей Лемешев (1902–1977)

«Мы — артисты цирковые…»

Поступив в Гнесинку, Кобзон устроился на работу — петь в Цирке на Цветном бульваре. Начинающий артист исполнял цирковые песни в прологе программ и между номерами. Там судьба свела молодого артиста с Олегом Поповым, Юрием Никулиным, со звёздной династией Кио.

По комсомольской работе на Кобзоне лежала обязанность распределения бесплатных пропусков и контрамарок для студентов в театры и на концертные площадки столицы. Это позволило молодому певцу слушать с галёрок в Консерватории или в Большом театре выступления легенд певческого искусства, таких как Лемешев и Козловский. Кобзон одинаково ценил и композиторов, и поэтов, чьи произведения он исполнял. Иосиф Давыдович однажды подметил, что как певец он вырос в «эпоху ренессанса»: Шостакович, Соловьёв-Седой, Островский, Хренников, Фельцман, Колмановский, Фрадкин, Блантер — Кобзон плодотворно работал со всеми знаменитыми композиторами.

Среди поэтов тоже оказалось много ярких имён: «Это была эпоха фантастическая, послевоенная песенная эпоха. Когда были самые лучшие песни, самые лучшие стихи. В песне работали и Матусовский, и Долматовский, и Ошанин, Рождественский, Евтушенко, Ваншенкин, Гамзатов и так далее. Какие фантастические имена работали!» Пел Кобзон и песни Окуджавы, и Высоцкого.

Пение «в самую точку»

К 1970-м годам Иосиф Кобзон стал звездой не только всесоюзного, но и мирового масштаба. Солист Всесоюзного радио, Госконцерта и Москонцерта — Иосиф Кобзон к середине 1960-х стал лауреатом международных фестивалей эстрадной песни в Польше (в городе Сопоте) и в Болгарии. Начались многочисленные сольные концерты, иногда несколько за один день, и длительные гастроли по всему Советскому Союзу, а потом и за рубежом. Иосиф Кобзон выступал на первых площадках страны — в Колонном зале Дома Союзов и в Кремлёвском дворце, за что в народе получил прозвище «кремлёвский соловей», к которому сам певец относился иронично.

Ещё с начала 60-х Иосиф Кобзон стал появляться на телевидении. Одно из первых появлений в «Голубом огоньке» получилось особенно эффектным и запоминающимся: с автоматом в руке и наложенной бородой а-ля Кастро — брутальный молодой певец зажигательно исполнил хит «Куба — любовь моя». А ведь телезрители ещё не опомнились от лирико-драматического баритона, с запоминающимися интонациями, когда Кобзон спел «А у нас во дворе…» в передаче «С добрым утром!». Он покорил публику.

В 1973 году на советские экраны вышел телевизионный многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». Особое внимание режиссёр картины Татьяна Лиознова уделяла музыкальной части картины. Музыку на слова Роберта Рождественского написал композитор Микаэл Таривердиев. Для записи двух основных тем пригласили Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона. Исполнение обоих артистов было безупречно. Но именно в голосе Кобзона Лиознова услышала нужные ей интонации, необходимые для полного художественного портрета разведчика Штирлица. «Забудь, что ты Кобзон», — только и сказала Лиознова певцу.

По мнению композитора и режиссёра, финальная запись Кобзона «попала в самую точку».

Подводя итоги

В 1980 году Кобзон первым из советских артистов поехал выступать в Афганистан. Певец отработал девять военных командировок. Пел он и в Чернобыле, и в Спитаке, давал благотворительные концерты. В 2002 году, уже депутат Госдумы, Кобзон сам отправился в «горячую точку» — в захваченное террористами театральное здание на Дубровке. Иосиф Давыдович вывел оттуда заложницу и двух её детей. Так певец остался в истории ещё и как человек, который стремился оказать реальную помощь соотечественникам, попавшим в беду.

Он сам подвёл итог своей жизни: «Мне не стыдно ни перед страной, ни перед родными, близкими, друзьями, ни перед культурой своей и ни перед искусством. Всё, что хотел, всё спел, всё записал. У меня свыше трёх тысяч записей. Ну, ладно, какое-то время меня будут вспоминать мои добрые слушатели, или мои внучки (…). Поэтому у меня нет страха. Ах, я не доделал, ах я не долюбил. ах, я не дожил. У меня нет этого “ах”. Потому что я всё испытал».

Читайте также

Фильтр