Водный стадион — Коптево: из села в город

Водный стадион — Коптево: из села в город, фото

Головинские пруды

Фото: А. Каменских

Сегодня мы изучим южную часть Головинского района, топоним которого логично произошёл от села Головино.

Головино было владением боярина Ивана Владимировича Ховрина-Головы — родоначальника рода Головиных, внесённого в Бархатную книгу. Прозвище «голова» он получил, так как был крестником великого князя Ивана III Васильевича, известного как «собирателя земли русской».

С тех пор село неоднократно меняло хозяев, переживая моменты возрождения и упадка. В 1960 Головино вошло в состав Москвы, закончив свою сельскую часть истории и став полноправной частью столицы.

Длина маршрута — 7,1 км, 10 000 шагов.

Начнём прогулку с осмотра (1) храма Святого Царя-Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, устроенного здесь в 1992 году в помещении ритуального зала расположенного вокруг Головинского кладбища.

Церковь Николая II. Фото: Аркадий И. / yandex.ru/maps

Храм интересен тем, что относится к Российской православной автономной церкви, которая также имеет обозначение «Суздальский раскол» и относится к неканоническому альтернативному православию с центром в городе Суздале.

Далее пройдем до корпусов (2) Московского государственного технического университета гражданской авиации, появившихся здесь в 1989 году. Один из последних примеров советского архитектурного модернизма, строительство которого успели полностью завершить до развала Советского Союза.

Московский государственный технический университет гражданской авиации. Фото: Тарасенко Алексей / wikipedia.org

За университетом находятся (3) Головинские пруды — Большой, Малый и Верхний. Большой копаный пруд существовал здесь ещё с XVIII века, но целая система прудов появилась только после обустройства Головинского канала. Согласно планам, он должен был стать частью Северного судоходного канала, соединившего бы Яузу с Химкинским водохранилищем, образуя второе водное кольцо Москвы. Головинский канал, созданный также для обводнения московских рек и снижения уровня их загрязнённости, является единственной реализованной частью этого плана.

Головинские пруды. Фото: А. Каменских

У Большого Головинского пруда расположена (4) усадьба Михалково, впервые упоминаемая в «писцовых книгах» конца XVI в. Её современный архитектурный ансамбль сформировался уже в конце XVIII века, когда усадьбой владел граф Пётр Панин.

Усадьба Михалково. Фото: А. Каменских

Главный усадебный дом не сохранился, остались лишь два боковых двухэтажных флигеля в стиле псевдоготики, реконструированные в XIX–XX вв. По сторонам каскадных прудов поставлены две одинаковые беседки-ротонды, одна из которых выполняла ещё и роль причала.

В этих местах также проходил Головинский рубеж, от которого остались (5) пулемётные противоосколочные колпаки, возведённые в начальный период Великой Отечественной войны — во время битвы за Москву в октябре-декабре 1941 года. Были восстановлены в 2011 году.

Пулемётные колпаки. Фото: А. Каменских

Между колпаками находится одна из двух (6) беседок-ротонд усадьбы Михалково, датируемая 1773-76 гг. Симметричное расположение беседок-ротонд для русского усадебного зодчества является редчайшим случаем.

Беседка-ротонда. Фото: А. Каменских

В усадебном парке можно найти (7) памятник Зое Космодемьянской — первой женщине, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Далее — (8) здание клуба фабрики им. Петра Алексеева, построенное в 1927-29 гг. в конструктивистском стиле по проекту архитектора Леонида Веснина. Было возведено для Московской тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева (бывшего товарищества суконных мануфактур «Иокиш»).

Клуб фабрики им. Петра Алексеева. Фото: А. Каменских

Архитектурно отличается от большинства конструктивистских клубов Москвы того периода. Так как эта территория стала Москвой только в 1960 году, строительство клуба велось в условиях пригорода, поэтому здание было спроектировано не ввысь, а растянулось в длину.

В 1982 году клуб был значительно перестроен, второй этаж первоначально имела только часть здания. С середины 1990-х гг. вплоть до 2017 года использовался в религиозных целях московской организацией Свидетелей Иеговы.

По соседству находится (9) дом Иокиша, чья суконная мануфактура, расположенная рядом, была одним из старейших и наиболее крупных в Российской империи предприятий по выработке ткани из шерсти. Основано выходцем из Саксонии Вильгельмом Иокишем.

Дом Иокиша. Фото: А. Каменских

Само здание 1870-х гг. было домом директора мануфактуры, одного из продолжателей рода Вильгельма — Василия Иокиша. Архитектура дома была задана расположенной рядом усадьбой Михалково, которую в своё время выкупили Иокиши.

Здание суконной мануфактуры «Иокиш», начало XX века. Фото: Architectors / pastvu.com

Ткани мануфактуры отличались высоким качеством, фирма в 1866, 1882 и 1896 гг. удостаивалась права изображать государственный герб на своих вывесках, ярлыках и рекламе. В 1919 году предприятие было национализировано и получило название Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева. С 2006 года закрыта, сейчас находится в процессе редевелопмента.

Завершим прогулку осмотром (10) локомотивного депо «Лихоборы», построенное в начале XX века в составе Московской окружной железной дороги по проекту архитектора Александра Померанцева. Особо интересно веерное депо с поворотным кругом системы Селлерса диаметром 19,5 метров для перенаправления паровозов. На территории депо также находятся паровоз-памятник Эм 728-65 и электричка серии ЭД9.

Водный стадион — Коптево: из села в город  фото

Локомотивное депо «Лихоборы». Фото: А. Каменских

Если вы не планируете посещение депо с экскурсией, лучше всего весь этот комплекс рассмотреть со станции Коптево Московского центрального кольца, прародителем которого и являлась Московская окружная железная дорога.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр