Вначале был полустанок

Вначале был полустанок, фото

Железнодорожная станция Лосиноостровская

Сказать, что район Лосиноостровский вырос из одноименной железнодорожной станции, — не будет преувеличением. Кабы не она, ни дач, ни поселка железнодорожников вокруг бы не появилось. Что-то, конечно, здесь бы построили, но кто знает, что именно…

Во второй половине XIX века Россия лихорадочно строит железные дороги: к этому подталкивают и военные, и экономические, и административные соображения. 18 августа 1862 года начинается движение по первому участку Московско-Троицкой железной дороги, которую позже назовут Московско-Ярославской и Московско-Ярославско-Архангельской. На участке до Сергиева Посада — четыре промежуточных станции: Мытищи, Пушкино, Талицы и Хотьково.

Дачный бум, вызванный стремительным ростом Первопрестольной, подтолкнул железнодорожное ведомство к тому, чтобы увеличить число станций и платформ — стоит не очень дорого, а пассажиропоток возрастает многократно, приходилось кое-где даже дополнительные «дачные» поезда по пятницам и понедельникам пускать. Так, между селами Ростокино и Тайнинское в 1893 году появился полустанок 10-я верста (и вокруг тут же закипело строительство — об этом читайте в статье «Братья»). «Элитный» (как мы сегодня бы сказали) дачный поселок в районе станции через несколько лет побудил управление дороги к «переформатированию» платформы в полноценную станцию Лосиноостровская — то есть увеличить ее площадь и соорудить павильон в модном тогда псевдорусском стиле, в котором строилось большинство окрестных дач.

Вначале был полустанок  фото

 

В 1900 году от Лосинки, как ласково называли и поселок, и станцию местные жители, пошла новая железнодорожная ветка на север, на Савелово. Через 10 лет открылся Савеловский вокзал и от него прямая линия до станции Бескудниково, а участок Лосиноостровская — Бескудниково стал соединительным. По нему ходили специальные «укороченные» трехвагонные составы, опять же в интересах подмосковных селян и дачников, а позже и Научно-исследовательского института пути. Движение прекратилось и начались работы по разборке пути только в 1987 году.

При завершении строительства Московской Окружной железной дороги (ныне преобразованной в МЦК) именно через Лосиноостровскую она была связана с Ярославской ж. д. Лосинка окончательно превратилась в важный железнодорожный узел.

В связи с увеличением нагрузки на станцию в 1912 году управление железной дороги построило здесь специальный дом отдыха для работников кондукторских бригад грузовых поездов и рядом с ним баню. «На первом этаже <…> находились столовая и кухня при ней, спальня на 10 человек, комната “для хранения тулупов и фонарей”, контора заведующего кондукторскими бригадами. На втором этаже располагались еще две спальни, каждая на 26 человек; библиотека, бельевая, квартира заведующего кондукторскими бригадами. На обоих этажах были умывальные и курительные комнаты, квартиры сторожей».

Вначале был полустанок  фото

 

В 1918 г. при станции появилась амбулатория в санитарном вагоне, постепенно она переросла в поликлинику. Сначала она занимала три комнаты в «кондукторском доме», а затем в связи с упразднением кондукторов заняла все здание. Сейчас оно является объектом культурного наследия. Кроме этого, о первоначальном облике Лосинки напоминают сохранившиеся до наших дней два небольших здания постов централизации — северного и южного, а также старая водонапорная башня. Станция «сыграла» в двух фильмах Эльдара Рязанова — «Служебном романе» и «Вокзале для двоих», а между ними — в «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина.

Читайте также

Сказочные сохатые

29 ноября 2023

Фильтр