Дело в том, что с апреля этого года владельцев пикапов (автомобилей с открытым кузовом) с грузоподъемностью больше одной тонны стали штрафовать за въезд в Москву внутрь третьего транспортного кольца. Российская таможня такие пикапы регистрирует как грузовики, а грузовики не могут въезжать в центр города с 6:00 до 22:00 без пропуска. Сейчас штраф составляет 500 рублей, но с 1 мая его повысят до двух тысяч, а с 1 июля до пяти тысяч рублей.
СИСТЕМА
Запрет на въезд в центр города грузовых машин существовал и до этого, его придумали из-за коммерческих грузовиков (газелей), чтобы разгрузить пробки. Но раньше нарушителей при въезде в ТТК останавливали инспекторы ГИБДД, и пикапы они не трогали. С апреля этого камеры видеонаблюдения, установленные на въездах внутрь Третьего транспортного кольца, перепрограммировали так, чтобы они фиксировали грузовой транспорт, въезжающий в город.
Штрафы выписываются автоматически, и пикапы, которые в электронной базе числятся как грузовики, их тоже получают. В Москве их не менее тысячи, по оценке Михаила Меньшикова, одного из организаторов клуба владельцев пикапов. Многие из их владельцев живут или работают внутри ТТК и проезжают под камерами каждый день.
НЕУДОБСТВА
У Сергея Коротчикова уже четыре штрафа. Он живет рядом с улицей, где есть камера, выслеживающая грузовики. Чтобы не светиться перед ней, он вынужден каждый раз перед въездом в третье кольцо делать номер своей машины нечитаемым. Это незаконно, но выбора у Коротчикова нет.
"Я понял, что если буду дальше получать штрафы, то моя зарплата быстро закончится, — говорит он. "А мне теперь приходиться ездить на работу на метро или такси, потому что я не хочу нарушать правила дорожного движения", — говорит Владимир Трей, хозяин пикапа Ford Ranger, который он купил меньше месяца назад. Владимир живет в Останкино, но работает внутри ТТК, на Большой Спасской улице. За первые дни апреля у него накопилось шесть штрафов. "Я так давно хотел купить эту машину, радовался, что она наконец моя, а теперь я не могу ей пользоваться", — говорит Трей.
Ездить на метро ему неудобно (он живет в 40 минутах от него), на такси — накладно. А полученные штрафы он сейчас обжалует в суде. Из-за каждого ему надо писать отдельное заявление, ходить на отдельные заседания. "Меня, как спокойного человека, разозлить очень трудно, но у тех, кто придумал этот запрет, это получилось", — говорит Владимир.
ЗАКОН
Проблема владельцев пикапов связана с действующим законодательством, говорит Артем Иванов, начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы.
"Есть норма, в которой написано, что транспортные средства грузоподъемностью свыше одной тонны, въезжать в город не могут. Люди, у которых в свидетельстве о регистрации прописана такая грузоподъемность, подпадают под действие этого закона".
"Отнесение этой категории автомобилей к грузовым транспортным средствам, на мой взгляд, неправильно", — считает Александр Семенников, председатель комиссии по законодательству Мосгордумы. Это дорогие машины (стоят более миллиона рублей), в России для грузовых перевозок практически не используются.
В основном их покупают рыбаки, охотники, любители экстремального отдыха, дачники. Аналогичные функции выполняют джипы, некоторые из которых грузоподъемнее пикапов, но под это ограничение не подпадают, так как формально грузовиками не считаются. Владельцы пикапов хотят, чтобы их приравняли к легковым автомобилям. Пока они должны или платить штрафы, или отказаться от поездок внутрь третьего кольца.