Вестники новой визуальности

Вестники новой визуальности, фото

Станция метро «Электрозаводская»

В образах станций, которые самые известные советские зодчие начинали проектировать еще до войны и построили уже в ее конце, ощущается предчувствие Победы. А станции, что появились в районе Соколиная Гора в период брежневского застоя, знаменуют конец борьбы государства с архитектурными излишествами.

«Электрозаводская»

Арбатско-Покровская линия.
Дата открытия:
15 мая 1944 года.
Проектное название: «Электрозавод» (1937). Архитекторы: В. Щуко, В. Гельфрейх, И. Рожин, А. Аркин, П. Капланский и Л. Шагурина.
Скульпторы: М. Г. Манизер, Г. И. Мотовилов. Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (31,5 м).
Объект культурного наследия местного значения.

Представители петербургской неоклассической школы Щуко и Гельфрейх приступили к проектированию станции в честь Московского электролампового завода в 1938 году. Через год Щуко не стало, а с началом войны строительство пришлось заморозить. Возобновилось оно только в середине 1942 года.

Соседство с заводом обязывало обыграть тему света. Прелюдией служат медальоны в распалубках свода вестибюля с портретами основоположников электротехники: Ломоносов с пером и бумагой, Яблочков со свечой Яблочкова, Попов с грозоотметчиком, Фарадей с прототипом электрической машины, Франклин с громоотводом, Гильберт с шаром из янтаря. Апофеоз в центральном зале: толщу потолка там озаряет 318 солнц— шесть рядов сферических кессонов со светильниками.

Игорь Рожин вспоминал, как стройку посетил председатель горисполкома товарищ А. С. Щербаков: «Мы долго думали над тем, из чего сделать кессоны. И придумали алюминиевые полусферы с особыми ромбовидными креплениями на винтах. Свод был одет в эти колпаки. Щербаков, увидев еще неоконченный потолок, с гневом спросил: “Что за посудная лавка?” С трудом удалось убедить его в том, что это “полуфабрикат”. Потом, подвергнув полусферы пескоструйной обработке (после чего они стали матовыми), мы запульверизировали их краской соответствующего тона. До сих пор никто не подозревает, что лампы ввинчены в алюминиевые колпаки».

Кубические пилоны изображают сцены трудовых будней во время войны. Перед скульптором Мотовиловым стояла задача вписать композиции в прямоугольники так, чтобы ни одна выступающая деталь, будь то локоть или воротник, не противоречила вертикали пилона. Из светлого прохоро-баландинского мрамора он высек «Путейцев», «Литейщиков», «Нефтяников», «Оружейников», «Автомобилестроителей», «Хлеборобов» и «Работниц электрозавода».

Вестники новой визуальности  фото

«Авиамоторная»

Калининская линия.
Дата открытия:
30 декабря 1979 года.
Проектное название: «Новая».
Проекты переименования: «Лефортово» (1992).
Архитекторы: А. Стрелков, В. Клоков, Н. Демчинский, Ю. Колесникова. Скульпторы: Дж. Бодниекс, Х. Рысин.
Художник: А. Мосийчук.
Колонная, трехсводчатая, глубокого заложения (53 м).

Плодовитый метростройщик Стрелков, который начинал карьеру на станции «Новослободская», занял в 1967 году пост главного архитектора «Метрогипротранса» и начал бороться за узнаваемость и индивидуальный облик станций. Фантомный страх хрущевского времени перед «архитектурными излишествами» пока не улетучился, но общество уже испытывало отвращение к безликой стерильности.

«Авиамоторная» — вестник новой визуальности, а то и новой дворцовости. Парящий над белоснежными аркадами свод из анодированных под золото четырехугольных пирамид ведет в дивный новый мир, заставляя забыть о подземелье. Панно на торцевой стене с аллегорией реющего в потоках воздуха Икара выполнено из серебристых листов металла.

Все на «Авиамоторной» посвящено авиации и строителям авиационных двигателей. Освещающие перроны бра вторят форме крыла. Над выходом в город висят металлические лопасти самолетного винта. Кстати, над оформлением станции работали латвийские скульпторы Бодниекс и Рысин, те, что выкладывали витражи на Новослободской.

«Шоссе Энтузиастов»

Калининская линия.
Дата открытия:
30 декабря 1979 года.
Проектные названия: «Владимирский поселок», «Электродная».
Проекты переименования:
«Владимирка» (1991, 1992).
Архитекторы:
Ю. Вдовин, В. Черемин.
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (53 м).

Шоссе Энтузиастов — часть бывшего Владимирского тракта, по которому следовали в провинцию политические ссыльные. Поэтому перед авторами проекта даже не стоял вопрос, чему посвятить станцию. Разумеется, теме каторги и борьбе за свободу в Российской империи. Художник-монументалист Андрей Кузнецов покрыл путевые стены «Шоссе Энтузиастов» металлическими барельефами «Декабристы», «Крестьянское восстание», «Народовольцы» и «Баррикада». Вглядевшись, здесь можно обнаружить вид на Петропавловский собор из казематов Петропавловской крепости, Сенатскую площадь с Медным всадником, штыки, сабли, револьвер, свечу, падающую треуголку, горящую усадьбу, вилы, косы, грабли, винтовки, флаги. Мировой пожар революции символизирует панно «Пламя свободы» в перспективе центрального зала. Герб Российской империи и царская корона благополучно повержены. Каменные руки разрывают цепи и словно уже проламывают каменную преграду. Путевые стены станции облицованы красным и светлым гранитом, пол выложен серым и красным мрамором.

Вестники новой визуальности  фото

«Семеновская»

Арбатско-Покровская линия.
Дата открытия:
18 января 1944 года.
Прежнее название:
«Сталинская» (до 30 ноября 1961 года).
Проекты переименования: «Семеновское» (1992). Архитектор: С. Кравец. Скульпторы: Н. Венцель, В. Мухина. Художник: Б. Ахметьев.  Колонно-пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (40 м).
Объект культурного наследия России регионального значения.

Самуил Кравец для московского подземного строительства — личность легендарная. Первый главный архитектор «Метропроекта» прибыл в столицу, как многие метростроители, из Харькова, руководил прокладкой первой и второй очередей подземки и стал дирижером этого грандиозного архитектурного ансамбля. Именно Кравец предложил изъять грунт между двумя тоннелями, перекрыть пространство третьим сводом и получить центральный зал. Эту форму, отличающую московское метро от прочих подземок мира, руководство «Метростроя» немедленно взяло на вооружение.

«Семеновская» для Кравеца оказалась единственным полноценно реализованным проектом метро. Архитектор выиграл конкурс. Строительство началось в 1938 году, а после перерыва закончилось в начале 1944 года. Вестибюль украсила пятиметровая композиция «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», созданная по растиражированной фотографии шестилетней бурятской девочки Энгельсины Маркизовой на руках у вождя. Автор ее, Георгий Лавров, ученик Бурделя и Майоля, к моменту установки собственного творения уже подвергся репрессиям. Однако Сталина он пережил. Исчезла из метро и та скульптура, и барельефы с портретами кровавого тирана, заретуширована его фамилия с горельефа «Нашей Красной Армии — Слава!» в торце зала.

Оформление станции посвящено теме «Защита Родины». Фасад павильона из туфа и красного гранита стал триумфальной аркой. Этот мотив продолжается в кассовом зале. Кравец предложил для станции оригинальную конструкцию: пилоны он заменил на ряды колонн, что увеличило ширину центрального зала. Ось отмечена торшерами-факелами из зеленого мрамора в бронзовой оправе. Колонны облицованы белым мрамором «коелга» и красным «нижним тагилом». На полу рисунок из черного, красного, серого и белого гранита. На путевых стенах щиты с символическими изображениями защитников родины: лепные медальоны с профилями казака, летчика, разведчика, моряка, танкиста и пехотинца.

Вестники новой визуальности  фото

МЦК «Измайлово» и «Соколиная гора»

Запуск пассажирского движения и двух этих станций Московского центрального кольца произошли одновременно, 10 сентября 2016 года. Станции получили названия по расположенным рядом районам. Две платформы станции «Измайлово» построены на высокой насыпи. Вестибюль же располагается ниже уровня путей, и переход между платформами, соответственно, проходит под путями. Миновав пешеходный мост, пассажир МЦК может воспользоваться станцией метро «Партизанская». Выходы же с двух платформ «Соколиной Горы» ведут к Окружному проезду или прямо к центральной части Измайловского парка. Вестибюль совмещен с пешеходным путепроводом, построенным еще в 2011 году. 

Читайте также

Фильтр