Великолепная четвёрка Дарвиновского музея

Великолепная четвёрка Дарвиновского музея, фото

Чарлз Роберт Дарвин

Преподаватель и студентка — такое сочетание может иной раз обернуться драмой. В нашем случае, однако, результатом стал не только прочный семейный союз, но и один из самых популярных в Москве музеев.

В самом Дарвиновском к основателям с полным правом причисляют не только учёных-биологов Александра Котса и Надежду Ладыгину-Котс, но и ещё двоих: за зрелищную сторону дела отвечали таксидермист Филипп Федулов и художник Василий Ватагин. Ну и конечно виноват во всём Дарвин…

Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882), английский натуралист, внёсший основополагающий вклад в теорию эволюции. Автор книг «Путешествие натуралиста на корабле “Бигль”» (1839), «Происхождение видов» (1859), «Происхождение человека» (1871).

Говорить о Дарвине и его теории так и хочется в категориях закономерности и случайности. С одной стороны — дед, натуралист Эразм Дарвин, переводил труды Линнея, входил в состав научных обществ, публиковал собственные труды. С другой — отец Роберт Дарвин, преуспевающий практикующий врач, который для собственного сына видел такую же, а никак не научную карьеру.

Сработал, надо думать, пример не отца, а деда. Отправленный в Эдинбург на медицинский факультет Чарльз откровенно скучает, всё внимание уделяя кабинету естественной истории и подготовке докладов в студенческом обществе.

Но не тут-то было. Недовольный тем, что сын забросил медицину, Роберт Дарвин принимает радикальное решение: не врачом, так будет священником! И переводит Чарльза на теологический факультет в Кембридж. Тут всё ещё хуже. Дарвин-младший вместо лекций развлекается верховой ездой, стрельбой из ружья и охотой. Но и в Кембридже находит подходящую компанию — ботаников и энтомологов.

Экзамены на факультете теологии сданы прилично. Но естественная история по-прежнему интересует Чарльза более всего. И тут случай — возможность отправиться в качестве натуралиста в экспедицию Британского адмиралтейства к берегам Южной Америки на корабле «Бигль». Отец, скрепя сердце, даёт согласие.

Именно путешествие на «Бигле» станет для Дарвина поворотным пунктом. Здесь он сталкивается с множеством для себя — и тогдашней науки — нового. Обнаруживает в Патагонии редкие окаменелости, на Галапагосах описывает морскую игуану, видит существенные отличия популяций на изолированных друг от друга территориях. А уж какими странными кажутся обитатели Австралии — утконос и сумчатая крыса!

Дарвин ведёт дневник, отсылает со стоянок заметки в Кембридж, собирает коллекции. По возвращении, кроме ряда научных статей и внушительной монографии об усоногих раках, пишет и книгу популярного характера. «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”» выйдет в 1839 году и будет многократно переиздано.

Наш герой обретает в результате двойную популярность: в научном сообществе — там заметили ещё его студенческие работы — и у широкой публики, ей полюбились и экзотика рассказа, и живой авторский язык. Так определилось профессиональное будущее Чарльза Дарвина.

Великолепная четвёрка Дарвиновского музея  фото

Вояж корабля «Бигль» 

Дарвинизм или «уоллэсизм»?

Книга «Происхождение видов» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life) была вовсе не первым трудом Дарвина, посвящённым теме эволюции. Первый очерк такого рода он опубликовал ещё в 1842 году.

Уже готовится книга. И тут — сюрприз, сюрприз! — приходит письмо от натуралиста Альфреда Уоллеса. Точнее, небольшая статья, во многом совпадающая с собственными воззрениями Дарвина.

Чарльз Дарвин, надо отдать ему должное, не стал замалчивать полученное. Напротив, и свой, и уоллесовский текст он честно отправляет в Линнеевское общество в Лондоне, где они были представлены на чтениях. Уоллес позже напишет книгу «Дарвинизм» — она выйдет в 1889 году.

Великолепная четвёрка Дарвиновского музея  фото

Каюта Дарвина на «Бигле» воссоздана в экспозиции Дарвиновского музея

Дарвин в России

Первый тираж «Происхождения видов» — 1250 экземпляров — был распродан в течение двух дней. Ещё при жизни автора книга была переведена на 11 языков. В России книга вышла в 1864 году в переводе профессора Московского университета Сергея Рачинского.

В 1872 году запретить издание трудов Дарвина в России попытался Михаил Лонгинов, начальник Главного управления по делам печати. За что удостоился эпиграммы от Алексея Константиновича Толстого: 

Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати —
Знать не может председатель
Комитета о печати.
Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти…

Перевод шестого английского издания был исполнен в 1896 году К. А. Тимирязевым при участии М. А. Мензбира, А. П. Павлова и А. И. Петровского — и здесь мы найдём прямую линию к основателям Дарвиновского музея.

Великолепная четвёрка Дарвиновского музея  фото

А. Ф. Котс и Н. Н. Ладыгина-Котс

От Дарвина к Дарвиновскому музею

«С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным», — вспоминал Александр Котс.

Он и правда увлёкся биологией с юных лет, так что позже в фонды музея попадут даже его детские коллекции бабочек и гербарии. В 19 лет он отправился в свою первую экспедицию, написал статью «Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири» — её опубликовали в сборнике трудов Общества испытателей природы.

Дальше — Московский университет, естественное отделение. Здесь среди преподавателей были Михаил Мензбир, Климент Тимирязев, Алексей Павлов (переводчики на русский язык трудов Дарвина). В поездках за границу Котс знакомится и с европейскими сторонниками эволюционной теории — Геккелем, Вейсманом, Гуго де Фризом. Но тогда же констатирует, что музеи и кабинеты, хранящие биологические препараты,— это именно что хранилища: никакой наглядности, никакого интереса для непрофессионального посетителя, просто «монотонные ряды звериных и птичьих чучел». Разочаровал его в этом смысле даже Дарвиновский зал в Британском музее.

Возможность задуматься о собственном музее всерьёз появится через несколько лет. В 1907 году Котса приглашают преподавать на Московских высших женских курсах (МВЖК). Он переносит в зоологическую лабораторию курсов свою коллекцию и использует её во время занятий. Вот отсюда Дарвиновский музей (тогда еще «Музей эволюционной теории Московских высших женских курсов») и ведёт отсчёт своей истории. Первым в книге учёта экспонатов значился совершенно чёрный заяц-беляк, то есть меланист. Редкость обошлась в 15 тогдашних царских рублей, что немало.

Преподавание на курсах принесло перемены и в частной жизни молодого преподавателя. Надежда Ладыгина, окончив Пензенскую гимназию с золотой медалью, становится в 1908 году слушательницей МВЖК. Не просто посещает обязательные занятия, но и активно участвует в работе студенческого научного кружка. И при этом внешне вовсе не «синий чулок», а сущая красавица. Как тут было устоять её преподавателю? В 1911 году состоялась их свадьба.

Невеста вместо приданого попросила родных купить ей чучело белого волка — с ним и вошла в семью. Тот волк до сих пор в экспозиции, как и купленный ему в пару чёрный. Дальше — больше. Деньги, запланированные на мебель, молодая пара потратила на новые экспонаты. В свадебное же путешествие отправились не на какую-нибудь Ривьеру, а на учительский съезд.

В 1913 году молодые супруги едут за границу —знакомиться с биологическими институтами и музеями Западной Европы. Посетили и ряд фирм, изготавливавших биоматериалы. Сохранилась переписка с ними: «Какова теперь пометровая стоимость питонов и акул?» Или еще: «Имеются прекрасные засоленные сумчатые волки, крысы и куницы, но особенно рекомендуем квашеных морских слонов и замороженного бегемота».

В том же году коллекция Александра Котса (уже несколько тысяч экспонатов) формально передаётся в дар Московским высшим женским курсам, что сделало возможным создать при музее ставку таксидермиста. И таковой уже был на примете.

Ещё гимназистом Саша Котс нередко заглядывал в таксидермическую фирму орнитолога Фёдора Карловича Лоренца, оставляя там немалую часть своих карманных денег. Там, вспоминал Котс, и состоялось знакомство: «Робеющему гимназисту двери в мастерскую отворил один из подмастерьев Лоренца — бойкий черноглазый мальчик; тонкое интеллигентное лицо, немного вьющиеся волосы и быстрый взгляд острых, пронизывающих глаз. Не думалось тогда, что этот шустрый “Филька” станет главною опорой Дарвиновского музея, самым верным другом, сосоздателем его на многие десятки лет».

Крестьянского мальчика Фильку отправили в Москву учиться ремеслу. Вышло, что попал он к Лоренцу, и здесь развернулся его талант. Перейдя в музей при МВЖК, будущий Дарвиновский, Федулов проработает там до конца своих дней — с перерывом только на Первую мировую войну, с которой придёт с георгиевским крестом. Но и тогда во время редких отпусков с фронта будет дорабатывать начатые до мобилизации композиции — как, например, гориллу, рядом с которой он сфотографирован в военной форме.

Наш четвёртый герой, возможно, принесёт музею самую большую жертву. Если остальная троица с удовольствием занималась своим профессиональным и любимым делом, то Ватагину пришлось в чём-то наступить на горло собственной песне.

Василий Ватагин долго не мог сделать выбор между биологией и искусством. В результате параллельно учился на естественном факультете Московского университета и в художественной школе. Ещё студентом готовил иллюстрации и таблицы для зоогеографического атласа Михаила Мензбира.

Что продолжилось и в работе для Дарвиновского музея — всего Ватагиным исполнено для него более 400 картин и около сотни скульптур. Изображения для такой экспозиции должны были быть прежде всего биологически точными. Модернистские же работы Ватагина «приземлялись» в Третьяковке и других художественных музеях.

Обязанности при работе распределились так: специалист по психологии животных Надежда Ладыгина составляла «сценарии» композиций, Василий Ватагин рисовал эскизы. Исполнять таксидермические композиции по ним выпадало Филиппу Федулову. Многие его работы и сегодня размещены в экспозициях Дарвиновского — например, знаменитая «Охота волков на лося». Места для всего этого вечно не хватало, но пополнение коллекции продолжалось.

Великолепная четвёрка Дарвиновского музея  фото

Фото четверых основателей музея— Ф. Е. Федулова, А. Ф. Котса, Н. Н. Ладыгиной-Котс и В. А. Ватагина

Перемены и переезды

Что могло ожидать музей в бурный период после 1917 года? Тут повезло: удалось получить «охранную грамоту», благо военным губернским комиссаром Москвы и по совместительству членом коллегии Наркомпроса оказался учёный-астроном, бывший профессор Московского университета Павел Штернберг. Позже музей национализировали, но команду его сохранили.

Новое здание Дарвиновскому музею обещали не раз — и в 20-х, и в 40-х, и в 60-х годах, но всё безрезультатно. Уже следующая команда музея после ухода из жизни его основателей продолжила, говоря словами Дарвина, свою struggle for life. Реально строительство по нынешнему адресу на улице Вавилова началось в 1974 году, а закончилось в начале 1990-х. Но зато в новом здании удалось развернуть экспозицию по-настоящему, а к таксидермии, скульптуре и живописи добавить современную мультимедийность.

В 1996 году начался новый этап строительства. Второй корпус сделал возможным проведение помимо постоянной экспозиции множества временных выставок (до полусотни в год). Число же «единиц хранения» в Дарвиновском музее достигло цифры 407 659. Впрочем, с того момента, как написаны эти строки, оно могло возрасти.

Читайте также

Тень Сталина 

21 апреля 2023

Дмитрий Ульянов

21 апреля 2023

Осталась только память…

21 апреля 2023

Фильтр