Идея реконструкции обветшавшего Кремля возникла в голове императрицы Екатерины II. «Я вовсе не люблю Москвы, но не имею никакого предубеждения против Петербурга, я стану руководиться благом империи и откровенно выскажу свое чувство». В 1767 году императрица дала аудиенцию архитектору Василию Баженову, с тем чтобы поручить ему перепланировку всей территории Кремля, Красной площади и возведение нового дворца.
Начало
Василий Иванович Баженов родился в Москве, в семье дьячка, и, как сам писал, «родился уже художником». Ни на какое специальное образование по бедности семьи рассчитывать не мог. Хотя отец и замечал склонности сына, рисовать ему приходилось и на бумаге, и на стенах, и на песке.
Больше всего мальчику нравилось в подробностях зарисовывать старые здания на улицах Москвы. В шестнадцатилетнем возрасте Василий попал на строительство — послепожарное восстановление дворца Анненгоф в Лефортове. Присоединившись к артели живописцев, Баженов получил первое художественное задание — расписывал печи под мрамор. Там и был замечен руководителем работ, архитектором Дмитрием Ухтомским.
Ухтомский принял юношу в свою архитектурную школу, а став главным архитектором Московского университета, порекомендовал Баженова к поступлению в гимназию при университете. Будучи одним из девяти лучших учеников специального художественного класса, Баженов вновь был замечен — на этот раз Иваном Ивановичем Шуваловым. Ну а тут недалеко оказалось и до Академии художеств, основанной чуть позднее в Петербурге.
Череда удач, конечно, не была случайной, ведь про Баженова «проведывали» именно из-за его очевидного дарования и трудолюбия. К 23 годам Василий Иванович оказался лучшим студентом академии, был удостоен дворянского титула и пожалован 100 рублями премии. На эти деньги молодой архитектор отправился пополнять свои знания в Европу.
И здесь его ждал успех: через полтора года он блестяще выдерживает экзамены в Парижской академии архитектуры. Там Баженов постигает тонкости нового стиля — классицизма, а французские соученики, по воспоминаниям архитектора, «крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали». Из Парижа Баженов отправляется в Рим, изучает Античность и вновь производит наилучшее впечатление. Его принимают в Академию святого Луки и дают право «быть мастером и профессором архитектуры, как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов возвращается в Париж и даже получает предложение о работе от короля Людовика XV. Но молодой зодчий возвращается на родину.
Новые времена
Тем временем на родине многое изменилось: к власти пришла Просвещенная Государыня, порядки в Академии художеств стали не таковы, как рассчитывал молодой, но уже заслуженный зодчий. Василий Иванович рассчитывал занять профессорскую кафедру, но вместо этого получает звание академика архитектуры. Пользы в этом он не видит и в 1765 году покидает академию. Тогда же создает проект Смольного института, но строительство так и не начинается (гораздо позднее будет реализован проект Джакомо Кваренги). И вот — совершенно фантастическое предложение. Изменить самое сердце Москвы. Государыня поручает Василию Баженову создать новый Кремлевский дворец в Москве.
Здесь Баженов и проявляет себя как основатель русского классицизма. Планировалось реконструировать все постройки Кремля, Красную площадь и главное — построить новый дворец. Он бы и стал центром композиции. По плану дворец должен был огибать весь Кремлевский холм, а внутри иметь амфитеатр с овальной площадью, куда сходились бы лучи главных московских улиц. Вообразить такое на месте Кремля сейчас довольно трудно, но возможно. Дело в том, что модель дворца по сию пору хранится в московском музее архитектуры имени Щусева.
Невезучий
Баженов был назначен главным архитектором кремлевской «реновации», заместителем его был Матвей Казаков. Был построен макет, почти такой же величественный, как сам замысел. Модель расположилась в отдельном здании, там же поселился и автор. По указу императрицы смотреть на будущий дворец публика, за исключением людей совсем низкого звания, могла свободно (что-то вроде всенародного обсуждения проекта).
К своему тридцатилетию (а родился он в 1737 или 1738 году) архитектор женился и переехал вместе с супругой Аграфеной в дом рядом с местом службы — с видом на Кремль. Торжественная закладка дворца состоялась 1 июня 1773 года, на закладной доске значилось: «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Текст тоже принадлежит перу Василия Баженова. Вот только государыня на церемонию закладки не явилась. Более того, все подготовительные мероприятия, договоры, контракты, обещания и уже готовые постройки оказались больше не нужны. Частично разобранную уже Кремлевскую стену было велено сложить обратно и все прочее также привести к первоначальному виду.
Руководителем реконструкции теперь назначен Матвей Казаков, а Баженов, много лет, сил, средств и таланта потративший на всю эту затею, даже обещанных средств до конца не получил. В биографии он описывает свое отчаянное положение: «Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».
Как архитектор не полез в такой ситуации в петлю — большой вопрос. Но и почему Екатерина вдруг разочаровалась в проекте, да еще так внезапно его остановила — тоже загадка. Вроде бы личное отношение к Василию Ивановичу особо не изменилось. Тремя годами позднее злосчастной закладки дворца императрица вновь поручает Баженову большое и сложное дело — строительство подмосковной резиденции в Царицыне. Тут вышло еще печальнее. Самое поразительное, что Василий Иванович смог перенести и это разочарование — десятилетний труд, снова отвергнутый заказчицей. Вновь долги, указание «все поломать», вновь вместо Баженова работой назначен руководить Матвей Казаков. Баженов остался в истории автором всего нескольких реализованных построек, да и те не всегда являются действительно баженовскими. Есть легенда, что Пашков дом отвернулся главным входом от Кремля как раз из-за обиды на императрицу, но чертежей за подписью Василия Баженова не сохранилось, возможно, он вовсе не был автором этой идеи.
Дом Пашкова
Последний проект
Часто высказывается мысль, что в Василии Баженове императрица более всего не любила его масонство, связь с Новиковым и, соответственно, с наследником Павлом Петровичем. Возможно, осознавая себя далеко не последним архитектором в Европе, характер Баженов демонстрировал не слишком покладистый. Как бы то ни было, с окончанием царствования Северной Минервы сын ее обласкал всех отправленных матерью в опалу, в их числе и Василия Ивановича. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, а также составителем собрания чертежей русских исторических зданий. Василий Иванович с жаром взялся за новые задачи. Но и последний проект — модернизация академии — не был реализован. На этот раз в связи с внезапной кончиной автора.