В 1560-е гг. во время Ливонской войны главной ставкой Ивана Грозного стал Можайск. Путь царского конного «поезда» туда из столицы занимал несколько дней, ближайшую к Москве остановку делали в селе «Крылатцском».
До Крылатского 30 ноября 1562 г. провожали царя в поход на Полоцк дети — царевичи Иван и Фёдор. Там же четыре месяца спустя встречали торжествующего победителя. Полоцкий поход был одним из немногих успешных военных предприятий, полностью спланированных самим Иваном Грозным и проведённых под его командованием.
Ливонский пейзаж
В конце 1550-х гг. Ливонский орден, господствовавший в регионе с ХIII века, клонился к закату. «Союз креста и меча» окончательно потерял способность противостоять внешним угрозам. Статус части Священной Римской империи орден не спасал: никто в империи уже не хотел тратить ресурсы на не столь уж ценный северо-восточный анклав в окружении сильных держав. К тому же по Ливонии стремительно распространялось лютеранство: население не желало умирать за католическую церковь и её рыцарей, погрязших, по словам хрониста, в «плотской гордости, неге, высокомерии, роскоши, невоздержанности и других грубых пороках и грехах».
На земли гибнущего ордена претендовали все соседи: прежде всего Великое княжество Литовское, Польское королевство и Московское царство, а также наиболее сильные тогда балтийские государства — Дания и молодая Швеция. Привычные регулярные набеги местных феодалов друг на друга становились удобным предлогом для межгосударственных конфликтов и крупномасштабных вторжений.
Кто поделил «ливонский пирог»?
Великое княжество Литовское и Русское образовалось некогда как параллельный Москве центр объединения осколков Древней Руси. В период расцвета оно было едва ли не крупнейшим государством Европы, а после унии с Польшей его глава носил титул «короля польского, литовского, русского, жемайтского». Обширное государство было политэтническим и относительно веротерпимым: в разных его частях сосуществовали католицизм, православие и даже язычество, а с первой половины XVI века ещё и лютеранство. При этом Литва, где одним из главных языков был русский, признавалась видным участником «антимусульманской лиги» христианских государств и всего общеевропейского порядка, символом и лидером которого была Священная Римская империя.
С превращением великого князя Московского в государи всея Руси конкуренция за роль главного собирателя русских земель обострилась.
К середине XVI в. Литва заметно ослабела. Беду Ливонии здесь восприняли и как шанс окончательно разрешить многовековой конфликт с орденом и как возможность увеличить территорию. Москва же в Ливонской войне стремилась обрести выход к Балтийскому морю и начать прямую торговлю с Западной Европой. Отряды обеих стран регулярно вторгались в Ливонию — грабили, убивали, жгли деревни и поместья.
В 1558 г. между Москвой и Вильно начинается дипломатическая игра: каждая из сторон предлагала другой союз против мусульманского Крыма, атаковавшего то Московское царство, то Литву. Москва хотела за это признания прежних захватов у Литвы и невмешательства в свои ливонские планы. Литва, наоборот, требовала возврата своих восточных земель и прекращения атак на Ливонию. Переговоры заняли год и кончились ничем, а срок прежнего перемирия подходил к концу.
В итоге Москва вторглась в Ливонию и заняла заметную её часть. Ещё одну захватили датчане, третью орден передал в польскую «клиентелу и протекцию», а Ревель и земли Северной Эстонии ушли под шведов. Весной 1562 г. орден навсегда исчез с карты Европы.
«Третья литовская»
С 1559 г. в приграничной полосе между Московским царством и Литвой участились «разбои, татьба и пожоги», а весной 1562 г. начинаются серьёзные военные действия. Московские рати разоряют окрестности городов Литвы, литовские отряды жгут посады Себежа, Путивля, Стародуба.
Летом 1562 г. Иван Грозный заключает договор с датским королем Фредериком — по нему Дания де-факто признаёт права Москвы на большую часть Ливонии в обмен на признание датских приобретений за счёт ордена и прямую торговлю с Москвой. Грозный получил гарантии датского нейтралитета в случае конфликта с Литвой и Швецией. То, что тексты договора на двух языках заметно различались, устраивало обе стороны — каждая могла превозносить свой дипломатический успех.
Тем же летом Константинопольский патриарх направляет митрополиту Московскому послание с обличением «отпадших в погибель, в злослужение Люторско» в землях «Малой Руси» — по сути, поручение и мандат на защиту православных от ереси. Население приграничных литовских земель в основном было русским и православным, так что будущее московское вторжение получило неоспоримое в те времена «духовное» основание.
В качестве объекта нападения Иван Грозный выбирает Полоцк — богатый город с большим торговым посадом, крупнейший вблизи границы. Он открывал путь к отсечению польско-литовской части Ливонии и серьёзному расширению территории Московского государства в сторону Вильно.
Полоцк в период расцвета. Реконструкция // Софийский собор (построен между 1030–1060 гг.)
Полоцкий поход
Как утверждают хронисты, план нападения на Полоцк Иван Грозный разрабатывал сам. Общая идея была сродни блицкригу: 60-тысячная армия (не считая десятков тысяч рабочей «посохи») с тяжёлой артиллерией и огромным обозом в начале декабря 1562 г. собирается в Великих Луках, оттуда за месяц скрытно проходит походным порядком почти 200 вёрст до Полоцка, захватывает его и к весне возвращается назад.
Царь сам формирует полки и назначает командиров, подробно расписывает порядок движения и действий, запрещает отвлекать воинов на любые побочные операции, «чтоб теми малыми делы болшого дела не теряли».
Осада Полоцка в 1563 году
Движение без заторов по единственной дороге «местами пустыми, тесными и непроходными» огромной армии не давалось, царь «со избранными своими» сам метался от отряда к отряду, а под Невелем даже убил булавой князя Шаховского — за нерасторопность. Вместо месяца переход занял почти два, но Полоцк, даже предупрежденный, к обороне не готовился — лишь в последний момент посадские укрылись в замке.
Осада длилась недолго. Гарнизон крепости многократно уступал по численности осаждающим, пушки имел слабые, устаревшие. Прискакавший на помощь небольшой литовский отряд, оценив соотношение сил, вернулся в Минск. Осадная артиллерия за несколько дней разбила основные полоцкие укрепления, и 15 февраля 1563 г. горящий город сдался на милость победителя — милость была обещана.
Оставшихся в живых иностранцев из числа защитников Полоцка царь и вправду пощадил: поляков отпустил и даже наградил, а желающих немцев взял на службу. Хуже пришлось литовцам: состоятельных оставили в плену ждать выкупа, остальных убили.
Царские ратники вырезали в городе всё католическое духовенство, а монахов-бернардинцев сожгли вместе с костёлом. Та же участь постигла протестантов. Живших в городе евреев вместе с семьями утопили в Двине. Православных священников Полоцка (они относились не к Московской, а к Киевской митрополии) разослали по монастырям и тюрьмам.
Русский ратник в куяке и шапке медяной (снаряжение XIV — второй половины XVII столетия)
Остальных полочан царь приказал отправить с семьями в Москву: почти всех позже убили или продали в рабство в Крым, как утверждают хронисты. Пока в Полоцке ещё оставались горожане, царь туда не въезжал. Перед возвращением же домой он наказал воеводам гарнизона «литовских людей в город, приезжих и тутошних детей боярских, землян и черных людей ни под каким видом не пускать».
Древний Полоцк, объявленный новым хозяином своей «от прародителей вотчиной», был полностью разграблен и опустошён, и хотя часть его стен, домов и храмов со временем отстроили заново, восстановить былое великолепие не удалось.