Более 1,6 тыс. жалоб на действия кибермошенников направили в Центробанк жители Москвы и Московской области за 2020 год: чаще всего граждане сообщали, что аферисты списывали средства с их банковских счетов.
В поисках новых жертв злоумышленники постоянно расширяют свой арсенал уловок: участились случаи, когда они обзванивают клиентов банков и сообщают, что по заявлению Банка России в их отношении возбуждено уголовное дело. Но Банк России без согласия клиентов банков не подает заявления в правоохранительные органы относительно операций. А раскрывать незнакомцам персональные данные или данные карты не нужно в любом случае. Также злоумышленники все чаще пытаются вынудить жертв снять деньги со счета и перевести их злоумышленникам через платежный терминал или банкомат другого банка — чтобы замести следы.
Также граждане активно сообщали в Банк России о компаниях, работающих на финансовом рынке без соответствующей лицензии. Таких жалоб поступило 994 шт. Две трети из них было связано с работой иностранных организаций, представляющихся форекс-дилерами: их клиенты не могли вернуть вложенные средства.
Всего за прошлый год жители Москвы и Московской области направили в Банк России порядка 64,4 тыс. жалоб (47,8 тыс. от жителей Москвы и 16,6 тыс. — Подмосковья). Чаще всего в них шла речь о сложностях во взаимоотношениях с банками (три четверти всех обращений). Значительная часть вопросов касалась реструктуризации кредитов, кредитных каникул и других мер поддержки граждан и бизнеса в связи с коронавирусом (22% от всех обращений).
Направить жалобу относительно работы финансовых организаций можно через интернет-приемную на сайте Банка России www.cbr.ru, а задать вопрос экспертам Банка России — в мобильном приложении «ЦБ онлайн». Также в приложении можно проверить статус финансовой организации, оставить отзыв о ее работе.