Но близость к центру городской жизни накладывает и дополнительные сложности в судьбе возводимых там зданий. Быть самым-самым получается недолго, после чего все сменяется борьбой за необходимость обосновать свое нахождение в столь престижном месте. К тому же, будучи построенным в центре крупного мегаполиса, на тебя все больше влияют и исторические события, которые могут тебя полностью разрушить или как минимум выжечь дотла.
Длина маршрута — 4,3 км, или 6 тыс. шагов.
«Дом под юбкой». Фото: К. Спасский
«Дом под юбкой», 1940 год. Фото: Zanuda Kartotechnaya / pastvu.com
Начнем прогулку с осмотра (1) построенного в 1940 году по проекту Аркадия Мордвинова здания, известного также, как Дом под юбкой. До 1958 года на угловой башне находилась скульптура балерины авторства Георгия Мотовилова. В здании также размещается известный магазин «Армения», ранее представлявший товары от Министерства торговли Армянской ССР.
«Кафе Пушкинъ». Фото: К. Спасский
По соседству, на Тверском бульваре, расположено легендарное (2) «Кафе Пушкинъ» — ресторан русской кухни, открытый в 1999 году Андреем Деллосом, первым российским ресторатором, удостоенным награды «Мишлен» (правда, за иностранный проект). На протяжении своей истории «Кафе Пушкинъ» регулярно попадало во всевозможные рейтинги лучших ресторанов мира. Известно, что название произошло от шансон-песни «Nathalie» Жильбера Беко, в которой он пел о неком «Cafe Pouchkine».
МХАТ. Фото: К. Спасский
Далее пройдем до здания, которое занимает (3) Московский художественный академический театр им. Максима Горького, а если проще — МХАТ. Оно построено в типичных для советского модернизма формах в 1973 году, автором проекта выступил Владимир Кубасов. Главный фасад театра выложен коричнево-красным туфом, который вполне можно назвать «национальным отделочным материалом Армении».
Дом Нирнзее, первая половина XX века. Фото: Sergey Zyablikov / pastvu.com
Дом Нирнзее. Фото: К. Спасский
Во дворах района расположен (4) «Дом Нирнзее», построенный в 1912–1913 годах по проекту немецкого архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее в стиле модерн с элементами неоклассицизма. Дом венчает керамическое панно с лебедями авторства художника Александра Головина. Вплоть до 1931 года являлось самым высоким жилым зданием в Москве, уступив это звание «Дому на набережной».
Во время Великой Отечественной войны на крыше «Дома Нирнзее» были установлены зенитные орудия, отражавшие налеты вражеских самолетов.
Дом сыграл значительную роль также в светской и культурной жизни Москвы, он даже был отмечен в стихах Владимира Маяковского о Москве будущего:
«Помните,
дом Нирнзее стоял,
Над лачугами крышицу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирнзеевая».
Ограда XIX века. Фото: К. Спасский
После этого пройдем вдоль (5) ограды 1882 года, находящейся сейчас на реконструкции.
Бывший дом Лутковского. Фото: К. Спасский
(6) Бывший дом Лутковского известен тем, что в 1882 году здесь прошла первая в Москве трансляция из Большого театра «с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как на месте их происхождения». Плата был установлена по теме временам немалая — 1 рубль за 10 минут сеанса. Первое время эти трансляции имели большую популярность, полиции даже приходилось наводить порядок в Леонтьевском переулке. Однако спустя время поток слушателей, недовольных качеством трансляции, сошел на нет.
Гимназия им. Капцовых. Фото: К. Спасский
Здание гимназии до реконструкции. Фото: Antares_610 / wikimapia.org
Далее пройдем по Леонтьевскому переулку до (7) здания Гимназии им. Капцовых. В 1893 году по проекту архитектора Дмитрия Чичагова здесь было построено здание в скандинавскому стиле, известному также как «стиля Христина IV». В 1952 году здание надстроили, сильно упростив редкий для Москвы по стилистике фасад.
«Цековский» дом. Фото: К. Спасский
Здесь же расположен (8) один из самых первых и один из самых статусных «цековских» домов, построенных для членов ЦК КПСС. Возведен в середине 1960-х по проекту архитектора Михаила Круглова в виде звезды с тремя лучами. Самым известным жителем этого дома являлся Никита Хрущев, занимавший квартиру № 17 на шестом этаже. «Цековские» дома отличались невиданной для периода строительства «хрущевок» роскошью: высокими потолками, отдельными входными группами для обслуги, мраморной отделкой общих помещений и просторными планировками.
Дом-музей Станиславского. Фото: К. Спасский
(9) Дом-музей Константина Станиславского расположен в особняке XVII века, в котором знаменитый режиссер проживал в 1921–1938 годах. Открытие музея состоялось в 1948 году по инициативе жены Станиславского, актрисы Марии Лилиной и старшей дочери Киры.
Музей кустарных изделий. Фото: К. Спасский
В Леонтьевском переулке с 1885 по 1999 год работал (10) Музей кустарных изделий, пока он не вошел в состав Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Самое здание архитектора Сергея Соловьева, построенное в русско-византийском стиле, появилось тут специально под музей, на средства Сергея Морозова.
Типография Мамонтова. Фото: К. Спасский
По соседству находится (11) бывшая типография Анатолия Мамонтова, занимавшая здание 1872 года авторства архитектора Виктора Гартмана. Именно здесь появились первые детские книжки с рисунками Серова, Поленова, Васнецова, Малютина.
Остовы дома Коробковой после Октябрьской революции, 1917 год. Фото: ArchitectorS / pastvu.com
Интересен и (12) доходный дом Коробковой, также известный как Дом с драконом или Дом с орлиными балконами. Сооружен в 1901 году по проекту архитекторов Александра Зеленко и Александра Мейснера. Здание сильно пострадало в октябрьские события 1917 года, выгорев тогда дотла.
Здание ТАСС, 1979 год. Фото: Oitru / pastvu.com
Здание ТАСС. Фото: К. Спасский
Еще один пример советского модернизма в нашей сегодняшней прогулке — (13) здание ТАСС. Построено в 1970–1977 годах по проекту группы архитекторов и инженеров во главе с Виктором Егеревым. Является центральным офисом информационного агентства.
Интересно, что изначально проект задумывался как 25-этажный небоскреб, крышу которого бы венчало самое большое в Москве световое табло с бегущей информационной строкой. Впоследствии проект был «урезан», официальной версии принятия этого решения нет — они колеблются от инженерных и архитектурных до политических.
Театр «У Никитских ворот». Фото: culture.ru
Напротив здания ТАСС расположен (14) Московский государственный театр «У Никитских ворот», основанный в 1983 году режиссером и драматургом Марком Розовским. Занимает здание XIX века, известное в советское время как «Кинотеатр повторного фильма», где показывали старые фильмы, вышедшие из проката. До революции здесь также располагался один из первых московских кинотеатров «Унион».
Слон, 2017 год. Фото: Voronoff / wikimapia.org
Во дворе расположенного в здании бывшей усадьбы Луниных Музее искусства народов Востока можно обнаружить (15) скульптуру слона. Выступала в качестве манекена для доспехов слона на выставке, после чего была «выселена» во двор и «прижилась» здесь, несмотря на непривычный для слонов климат.
Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка, 2010 год. Фото: Александр Путята / mosday.ru
Интересен и массивный (16) жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка, построенный в 1913 году по проекту архитектора Богдана Нилуса.
Дерево, вросшее в ограду. Фото: К. Спасский
На Никитском бульваре также можно обнаружить (17) дерево, вросшее в старинные ворота.
Прощание с Сергеем Есениным в Доме печати, 1925 год. Фото: Alyoschin / pastvu.com
Здесь же находится и (18) Центральный дом журналиста (он же ЦДЖ, Домжур, Дом печати), расположенный в бывшем флигеле усадьбы Гагариных, сгоревшей в пожаре 1812 года. После тех событий флигель был перестроен в главный дом усадьбы. В феврале 1831 года именно в нем тогдашняя владелица Анастасия Щербинина давала бал, который впервые посетили как супруги Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Уже после революции, в начале 1920 года, здание по просьбе Владимира Маяковского было передано журналистам, сыграв в дальнейшем огромную роль в культурной жизни столицы.
Театр Маяковского. Фото: К. Спасский
(19) Московский академический театр имени Маяковского получил такое название в 1954 году, хотя театральное прошлое этого здания тянется с 1886 года, когда актер Георг Парадиз арендовал его у княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой и по проекту архитектора Константина Терского перестроил под театр для собственной опереточной труппы. Работы над фасадом вел Федор Шехтель.
Доходный дом Грачева. Фото: К. Спасский
По соседству расположен (20) дом Грачева первой половины XIX века, перестроенный под «доходную» функцию в 1912 году архитектором Иваном Флоринским. В советское время был надстроен тремя этажами, что, в отличие от многих похожих «умножений» того периода, скорее, сыграло ему на пользу в вопросе его стати и оригинальности.
Особняк Олениной-Думнова, 1921 год. Фото: Cyril / pastvu.com
Далее пройдем до (21) особняка Олениной-Думнова, построенного в характерной для XVIII века манере — торцом к улице. В дальнейшем неоднократно перестраивался, зафиксировав свое состояние к концу XIX века после реализованного проекта архитектора Павла Самарина в стиле неоклассицизм, с богатым украшением фасада.
Дом Моссельпрома. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (22) Дома Моссельпрома — одного из ключевых памятников русского конструктивизма и авангарда. В современном виде был сформирован в 1923–1925 годах под склады и конторы для Моссельпрома — пищевого треста Московского совета народного хозяйства. Панно, благодаря которому здание во многом и стало известным, принадлежит авторству легендарных художников Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой.
Здание тогда часто именовалось не иначе, как «первый советский небоскреб», что иронично, ведь оно находилось в непосредственной близости от первого «тучереза» Российской империи. Так новое время сменило и определения.
Кирилл Спасский