Ценовой дозор. Итоги года

Мы зафиксировали цены на продукты в сетевых столичных супермаркетах. Замеры делались в одних и тех же магазинах одновременно несколькими журналистами. 
 
Учитывалась стоимость продуктов, указанная на ценниках.
 
По возможности отслеживалась цена одного и того же товара одного и того же производителя. Когда такого товара нет в ассортименте, брались продукты, наиболее близкие по характеристикам. 
 
Если в момент проведения замеров на некоторые товары предоставляются скидки, это может оказать влияние на показатели роста (снижения) цены на один товар в одном магазине.
 
Ценовой дозор. Итоги года  фото
 
Ценовой дозор. Итоги года  фотоНиколай Кондрашов, ведущий эксперт института «Центр развития»
То, что в торговых сетях по‑разному выросли цены, объясняется ценообразованием внутри конкретной сети. Может, на какой‑то товар раньше делали низкую маржу (наценку. — Прим. ред.) и держали цену. А сейчас увеличили маржу. Как правило, на товарах, которые любимые у потребителей, стараются не зарабатывать. Низкими ценами на них привлекают покупателей (например, ценами на бананы). А на товары, которые не очень любимы, делают большую наценку. Поэтому разный рост цен на одни и те же позиции товаров в сетях связан с по­требительскими привычками.
 

20,92 %
Такова инфляция за год, согласно нашим замерам.

У сетей разные поставщики. Возможно, кто‑то из них использует импортное сырье. Из-за девальвации рубля цена на сырье выросла, а вместе с ней и цена на товар. А у других поставщиков, которые используют отечественное сырье, цена выросла не так сильно.
 
Бывает, что рыночная власть самих сетей играет большую роль при ценообразовании. Всегда идут переговоры между сетями и по­ставщиками, и все зависит от того, кто какие условия сумеет себе выторговать.
 
За год цены на овощи не сильно изменились. Тут все зависит от урожайности и погодных условий. Можно предположить, что в этом году у нас большой урожай огурцов, помидоров и картошки. Но, возможно, их вырастили больше из‑за санкций.
 
Цены на сыры не сильно менялись, вероятно, потому, что кто‑то решил делать сыры более низкого качества. В них начали добавлять дешевое пальмовое масло, из‑за этого товар стал стоить дешевле.

Читайте также

Фильтр