Дом Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев». Фото: А. Каменских
Сегодня мы с вами изучим центральную часть Мещанского района. В нашем прошлом материале мы уже писали про интересную планировочную структуру этих мест, очень редкую для старой Москвы. Будто рёбра, переулки аккурат отходят от улицы Сретенка, а сложившаяся на рубеже XIX и XX вв. застройка, имеющая много примеров популярного тогда модерна, может напомнить вам Санкт-Петербург. Только в этот раз — Петербург на холмистом рельефе.
В середине — конце XIX века район между улицей Сретенка и Цветным бульваром носил название Грачёвка (или Драчёвка). Здесь была сосредоточена большая часть публичных домов Москвы, так как разрешения на содержание публичных домов выдавались только в Сретенской полицейской части. Кстати, там же выдавались и жёлтые билеты — аналогичные паспорту документы жёлтого цвета, которые в Российской Империи давали право легально заниматься проституцией.
Такой вот «квартал красных фонарей» по-московски.
Длина маршрута — 4,3 км, 6 000 шагов.
Начнём прогулку с осмотра (1) ЖК «Легенды Цветного» — современного офисного комплекса с жилыми секторами в стиле хай-тек.
ЖК «Легенды Цветного». Фото: А. Каменских
Несмотря на критику проекта, разработанного совместно с американским бюро NBBJ, построен он на месте ещё более спорного Дома политического просвещения. Новый комплекс забрал на себя всё внимание на Трубной площади, продолжая московскую традицию архитектурной эклектики центра города.
Здание Дома политического просвещения МГК и МК КПСС, 1985 год. Фото: Валерий Шустов / riamediabank.ru
Далее дойдём до (2) доходного дома купца Арбузова в Малом Сухаревском переулке, известного также как «Арбузовская крепость». Перестроенное в 1904 году здание было одной из самых мрачных ночлежек дореволюционной Москвы.
«Арбузовская крепость». Фото: А. Каменских
Упоминается в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» — сборнике очерков, описывающих традиции, быт и нрав жителей столицы во второй половине XIX — начале XX веков:
«Подъезды этих заведений, выходящие на улицу, освещались обязательным красным фонарём, а в глухих дворах ютились самые грязные тайные притоны проституции, где никаких фонарей не полагалось и где окна завешивались изнутри».
Сомнительные обитатели «Арбузовской крепости» промышляли тем, что заводили людей с Цветного бульвара в переулки, где оставляли их без денег и одежды. Иногда и без жизни.
Вернувшись в более безопасные времена, изучим (3) бизнес-центр «Millenium House» 1999 года постройки. Интересен он тем, что является одним из редких примеров неоконструктивизма в Москве. В начале 2000-х гг. был одним из самых престижных в столице, поэтому именно здесь долгое время располагались офисы крупных иностранных компаний.
БЦ «Millenium House». Фото: А. Каменских
Далее обратите внимание на (4) ансамбль по адресу Печатников переулок, дома 5 и 7 — доходный дом Клары Кирхгоф и «Дом с кариатидами» (кариатида — статуя женщины, заменяющая собой колонну или пилястру).
Печатников переулок 5-7. Фото: А. Каменских
На фоне домов под номерами 5 и 7 происходит действие эпизодов сразу нескольких фильмов, таких как «Двенадцать стульев» (1971), «Завтра была война» (1987), «Железный занавес» (1994–96). Например, именно здесь поселилась Эллочка-людоедка из «Двенадцати стульев».
Печатников переулок 5-7. Кадр из фильма «12 стульев» (1971)
На Рождественском бульваре находится ещё один интересный объект — (5) доходный дом Силуанова, построенный в 1901-04 гг. в стиле модерн по проекту архитектора Павла Заруцкого.
Дом Силуанова. Фото: А. Каменских
Это первый в Москве дом с пассажирским электрическим лифтом. Кстати, лифт был популярной и сейчас американской марки OTIS.
Далее пройдём до (6) Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в стиле московского барокко, построенного в конце XVII века на месте храма, известного ещё с 1625 года. В советское время в нём располагались музеи «Советская Арктика», а позже «Морской флот СССР». В 1990-х годах был возвращён РПЦ.
Успенская церковь. Фото: А. Каменских
По преданию, именно здесь произошло венчание старика с юной девушкой, послужившее художнику Василию Пукиреву вдохновением для его картины «Неравный брак» (1862).
«Неравный брак», 1862 год. Картина Василия Пукирева
Также из интересного — на фоне храма снята часть фильма «Берегись автомобиля» (1966).
У храма можно найти (7) участок аутентичной базальтовой брусчатки начала XX века, оставленной здесь в рамках благоустройства улицы Сретенка по программе «Моя улица».
Базальтовая брусчатка. Фото: А. Каменских
Трудно заметный, но интересный (8) «Дом-стеклоблок» по адресу Колокольников переулок, 21, в котором располагаются офисы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Здание современное, но отличается активным применением популярных в СССР стеклоблоков.
«Дом-стеклоблок». Фото: А. Каменских
Согласно советским ГОСТам, стеклоблоки должны были выдерживать значительные перепады температуры (от -40 до +40), что позволяло стандартизировано их использовать в таком разном по климатическим условиям Советском Союзе.
Вновь вернёмся к кариатидам, но в этот раз — к беременным. (9) «Дом с беременными кариатидами» построен в 1875 году по проекту архитектора Николая Воскресенского.
Дом с кариатидами. Фото: А. Каменских
До революции это был один из самых престижных «домов утех» Грачёвки. В документах тех лет он проходил по ведомостям как «публичный дом повышенной комфортности».
Далее на маршруте одна из самых необычных и уникальных церквей в мире — (10) Церковь Сретения Господня при театре «Школа драматического искусства», устроенная по инициативе руководителя театра Анатолия Васильева.
Церковь Сретения Господня. Фото: А. Каменских
Построена в начале 2000-х годов на крыше одного из корпусов театрального здания в необычном архитектурном облике. Утверждается, что это единственная в мире церковь, располагающаяся на крыше театра.
Кстати церковь, как и здание театра, находится в (11) Последнем переулке. Это название довольно логично, так как в XVIII веке переулок был последним от центра города по нечётной стороне Сретенки.
В безымянном стихотворении Риммы Казаковой говорится о Последнем переулке:
«Но переулок зовётся Последний.
Как закон совпадений жесток!
Переулок — невольный посредник
Между тем, что исток и итог».
В Последнем переулке находится интересный (12) «Дом с атлантами» 2000 года постройки. Атланты выполнены скульптором Андреем Захидовичем Наличем.
Атланты. Фото: А. Каменских
По адресу (13) Трубная 27, строение 2 находится ещё один интересный артефакт района — милый домик с крышей в скандинавском стиле.
Трубная улица 27, строение 2. Фото: А. Каменских
На Садовом кольце дойдите до (14) здания электротеатра «Форум» — одного из трёх «электротеатров» Москвы наряду с «Художественным» и «Колизеем». Само здание построено в 1914 году архитектором Фёдором Кольбе в неоклассическом стиле.
Электротеатр «Форум», 1959 год. Фото: Annara / pastvu.com
В советское время «Форум» стал одним из главных центров культурной жизни Москвы. Также здесь находился популярный среди московской элиты ресторан, в котором частенько выступала Клавдия Шульженко. В конце 1960-х гг. в «Форуме» прошёл первый в Советском Союзе публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной».
Последний киносеанс в «Форуме» состоялся 24 сентября 1994 года. В начале 2019 года Департаментом культурного наследия города Москвы согласован проект реставрации, которая началась в марте 2021 года.
Завершим прогулку осмотром (15) Церкви Троицы в Листах.
Церковь Троицы в Листах. Фото: А. Каменских
Она появилась в XVII веке на пересечении Троицкой дороги — главного богомольного пути в Троице-Сергиеву лавру и окружной оборонительной линии Скородома — Земляного города. Название «в Листах» пошло от живших неподалёку печатников, которые изготовляли лубочные картинки, именуемыми листами. Печатники продавали их около церкви Троицы, увешивая её ограду листами.
Кирилл Спасский